Инклюзивное образование: плюсы и минусы

361

Отношение общества к инвалидам с каждым годом меняется в лучшую сторону. Мы постепенно стали привыкать к мысли, что рядом живут люди, у которых проблемы со здоровьем настолько явны, что это невозможно скрыть. Конечно, есть недовольные их внешним видом или психическим состоянием, но стоит помнить, что они – полноправные граждане своей страны, их нельзя закрыть дома или выслать за пресловутый 101-й километр. Руководство страны решило: особенные люди должны жить и учиться там, где хотят, где им позволяет здоровье комфортно существовать в социуме.

Только индивидуальный подход
Основная нагрузка при работе с детьми-инвалидами ложится на учителей. Это бесспорно. Сложно представить, как справляется педагог, когда в классе сидят ученики, для которых разработаны разные программы обучения. Как успеть за сорок минут объяснить новый материал, повторить старый, да ещё уделить внимание особенным детям?
— Я – приверженец домашнего обучения. Когда учитель занимается с одним учеником, это намного эффективнее, — говорит Светлана Каньшина, заведующая Усть-Катунской школы филиала Верх-Обской школы. – Хотя каждого ребёнка нужно рассматривать индивидуально. Есть ребята, которые имеют большие проблемы со здоровьем, но отлично себя чувствуют в школе. Им комфортно в детском коллективе, никаких стрессов они не испытывают. Другие по всем медицинским показаниям могут учиться в общеобразовательном учреждении, но чувствуют себя в классе плохо, раздражаются, плачут, устают от шума и вынужденного сидения на месте. Таких ребят не стоит принуждать.
Процесс обучения, особенно в настоящее время, очень сложный даже для здоровых детей, а что говорить об инвалидах. Адаптация ребят с ограниченными возможностями здоровья в учебном заведении – это коллективный труд педагога, родителей и школьного коллектива. Если одно из звеньев выпадает, то из инклюзивного образования ничего хорошего не выходит.

Право быть в социуме
Елена Максимова, мама ребёнка с синдромом Дауна, рассказывает, что ни в коем случае нельзя закрывать особенных детей дома. Они так же, как и все другие, имеют право на активное пребывание в социуме.
Их дорога в учреждения образования началась с Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Бийска «Родник». Именно там с мамой и сыном работали психологи, настраивая на правильное поведение в обществе. По истечении некоторого времени им рекомендовали посещение детского сада. В дошкольное учреждение не так просто было попасть, пришлось долго ждать, ходить по инстанциям.
Добрый, неагрессивный характер «солнечного» мальчика сделал своё дело: Даниила полюбили и дети, и взрослые. По словам Елены, многие ребята, которые посещали одну группу детского сада с сыном, до сих пор встречают его, здороваются, спрашивают, как живёт.
Следующим этапом социальной адаптации мальчика стала школа.
— Конечно, если бы стоял выбор, в какой школе учиться, мы бы выбрали специальное учебное заведение. К сожалению, в с. Смоленском только общеобразовательные. Обучаться вместе со здоровыми детьми – это моё решение, — рассказывает Елена. – Если бы мы пожелали, то учебный процесс мог проходить дома. Но для нас важно общение. Школа стала школой жизни для Даниила, там он учится вести себя в обществе, ничего не бояться. Это порой намного важнее, чем получение новых знаний.
В Смоленской школе №1 педагоги, которые работают с особенными ребятами, прошли специализированные курсы, поэтому Елена полностью доверяет их профессионализму.
На протяжении всего школьного периода Максимовы ни разу не почувствовали проявления агрессии в свою сторону. Может быть, это происходит благодаря доброте, которую излучают Даниил и его мама. Елена всегда отвечает на вопросы детей, которые спрашивают, почему мальчик себя так ведёт и не разговаривает. Им удалось наладить диалог с окружающими, поэтому и проблем не возникает. Важно, какую энергию излучает сам ребёнок-инвалид, а также его семья.

Ситуация глазами детей
В одном из классов Смоленской школы №2 на протяжении девяти лет обучалась девочка с особенностями развития. Надо отметить, что родители никогда не прятали ребёнка от людского глаза, поэтому их дочь посещала детский сад, а потом и школу. Тем более что диагноз «аутизм» позволял девочке безболезненно находиться в детском коллективе. Как рассказывают её одноклассники, она никогда никому не мешала, её никто не обижал, не смеялся над ней. Все хорошо понимали, что рядом с ними учится особенный человек по программе образования, разработанной специально для неё. Конечно, бывали случаи, когда учителя около её парты задерживались дольше обычного, но к этому ребята тоже относились с пониманием. Даже если девочка какое-то время не посещала школу из-за обострения болезни (её мучали головные боли от школьного шума), то ребята всё равно приглашали одноклассницу на внеклассные мероприятия.
— Наш класс по отношению к этой девочке разделился на две группы: к первой примкнули те, кто старался не замечать, что рядом с ними учится особенный человек, а к другой – те, кто общался с ней на равных, — рассказывает один из учеников.
Если в школьном коллективе для ребёнка-инвалида сложились благоприятные условия, то на переменах бывали и неприятные ситуации.
— Иногда мою одноклассницу могли обидеть ученики младше нас. Бывало, и обзывали, и толкали, и смеялись, — говорят одноклассники. – Но мы, если становились свидетелями подобных случаев, защищали её от нападок.
Всё-таки не так безоблачно проходит школьная жизнь девочки, находятся ребята, которые высмеивают её недостатки, обижают. Конечно, редко чья школьная жизнь обходится без кличек, нападок. Ведь дети не прощают даже небольшого отличия от общей массы. Но в случае с ребёнком-инвалидом это выглядит как-то кощунственно.
Почему так происходит? В этом виноваты взрослые, которые не объяснили, что есть особенные люди, которые и так обижены судьбой. В семьях, где растут дети, настроенные на негатив, не ведутся беседы о милосердии, добром отношении к окружающим, о терпимости к чужим недостаткам. Это очевидно.

С точностью до наоборот
— Мы видели, что наш ребёнок отличается от других. Он постоянно отставал в развитии, поздно начал ходить, говорить. Но мы отказывались верить. Нам казалось, что нагоним сверстников, пойдём вместе с ними в школу, — вспоминает мама девочки-инвалида. – Но ситуация становилась только хуже. В семь лет нам поставили диагноз «аутизм», и небольшая пометка «необучаема» начертила жирный, чёрный крест на наших надеждах.
Ребёнок рос в закрытой среде, в основном находился дома. Иногда посещал занятия в Комплексном центре социального обслуживания, но когда ему исполнилось 18 лет, то и туда перестал ходить. На сегодняшний день это взрослый человек, который редко выходит из дома, совершенно не адаптирован в социуме.
Кто знает, если бы в то время было возможным обучаться в общеобразовательной школе, может, и судьба этого инвалида сложилась по-другому. У него могли появиться друзья, он бы не боялся выходить из дома, ходить в магазин и совершать покупки самого необходимого. Общение могло привести пусть к небольшому, но развитию. Проблема не только в том, что человек целыми днями сидит дома, она куда глобальнее. Родители переживают, что когда их не станет, как он сможет существовать, не умея даже самого малого: купить себе хлеб.
Иногда родители считают, что инклюзивное образование — это волшебная палочка, которая превратит особенного ребёнка в обычного. Нет, не превратит. Но зато научит его жить в нашем обществе.

Человеческий фактор
Инклюзивное образование вооружает учителя новыми подходами, они помогают ему работать с детьми с любыми проблемами и трудностями, расширяет его педагогический арсенал. При этом педагогу нужна постоянная поддержка, так как при работе с особыми детьми неизбежно будут возникать ситуации, которые он не всегда сможет правильно разрешить сам.
Исследователи инклюзивного образования считают, что учитель должен внимательно относиться к конфликтам, ведь иногда неправильное поведение особого ребёнка может стать причиной его травли, а порой он сам может оказаться зачинщиком травли одноклассника. Это происходит потому, что ребёнок с ОВЗ ранее сам подвергался гонениям или просто испытывает определённый стресс при нахождении в коллективе и берёт неправильные модели поведения из внешнего мира. Если в школе возникает подобная ситуация, важно, чтобы конфликт помогала разрешить психологическая служба. В целом в инклюзивной школе все сотрудники, включая даже работников столовой и охранника, должны знать, что здесь учатся дети с особенностями развития, и понимать, к кому они должны обратиться при возникновении любых проблем.

Подготовила Ольга НЕЧАЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here