По течению или против

219

Дети с проблемами со здоровьем – это трудная тема… Вырастить и воспитать такого малыша – титанический труд. Как бороться с тяжёлым стрессом и эмоциональным выгоранием, что делать, если не хватает сил на собственного ребёнка?
О том, как помогают семьям детей-инвалидов в Комплексном центре социального обслуживания населения Смоленского района, беседуем с заведующей отделом по работе с семьёй и детьми Ольгой ДЕНИСЕНКО.

— В нашем районе 130 семей с детьми-инвалидами. В них воспитываются 137 детей. Это все, кто имеют прописку, хотя кто-то проживает вне территории муниципалитета. Ежемесячно мы списки обновляем. Когда ребёнок получает инвалидность, то данные поступают в базу: в пенсионный фонд, соцзащиту. Делаем запрос в соцзащиту, и каждый месяц они предоставляют нам новый список. По нему видим, кто выбыл и по каким причинам: кто-то достиг 18-летия, с кого-то сняли инвалидность, кто-то добавился. Хочу отметить, что список детей-инвалидов в нашем районе не уменьшается. Десять лет назад, когда я пришла работать в Комплексный центр, в нём числилось 120 человек, сегодня чуть больше.
Если появляется кто-то новый в списке, в течение месяца мы обязательно выезжаем в семью. При встрече рассказываем родителям о своих услугах, о том, чем можем помочь, оказываем им на месте экстренную психологическую помощь, если требуется. Также оказываем содействие в юридической поддержке: рассказываем, куда им обращаться по тем или иным вопросам. А они возникают разные: по жилью, пенсии, детским пособиям, льготам и так далее.

— А психологическая помощь требуется часто?
— Не часто, но случается. Некоторые родители, получив диагноз, находятся в стрессе.

— Что вы предлагаете, когда приезжаете к ним?
— В первую очередь ищем ресурсы в семье, что они могут дать ребёнку сами в плане реабилитации. Есть родители, которые настроены на реабилитацию ребёнка, на то, чтобы ему максимально помочь, привести к норме. Есть родители, которые внутренне, может быть, готовы помочь ему, но не могут принять то, что он инвалид. В этом случае надо сначала работать с родителями.
В некоторых семьях родители принимают инвалидность ребёнка как норму. Живут с этим, особо никаких действий не предпринимая. А есть родители, слава Богу таких единицы, которые инвалидности рады, потому что получают за это финансовую поддержку. И они вообще никуда и ни к кому не идут, им важнее, чтобы инвалидность была продлена как можно дольше. Есть семья, где уже не один ребёнок-инвалид, и родители, заведомо зная, что у них опять родится нездоровый ребёнок, готовы рожать ещё и ещё. Большинство, конечно, семьи нормальные, родители адекватные.

— Ольга Николаевна, а как дальше строятся ваши отношения с семьями, где растёт ребёнок-инвалид?
— Мы работаем с детьми, начиная с трёх лет. Можем, конечно, и с более раннего возраста по желанию родителей, но, по сложившейся практике, приводят к нам всё-таки малышей постарше. Услуги оказываем как в индивидуальной, так и в групповой форме. Но рекомендуем начинать работу всё-таки индивидуально. Оказываем психологические услуги, педагогические в зависимости от диагноза и потребностей ребёнка. Если у него недостаточно развиты внимание, мышление, память, то специалист работает над развитием этих функций. Второе направление в нашей деятельности – коррекция. Есть дети с девиантным поведением — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. И тогда специалист работает на коррекцию поведения. Одновременно с этим даёт рекомендации родителям. Если психолог работает с ребёнком, а дома эта работа ничем и никак не подкрепляется, то результат будет намного слабее. Здесь, безусловно, важна позиция родителей, поскольку ребёнок большую часть времени всё-таки находится в семье.

— Работа специалистов всегда даёт положительный результат? Замечаете ли вы его?
— Дело в том, что нельзя за одно занятие научить здорового ребёнка читать, писать, разбираться в химии, физике… Так же и у нас: за один сеанс ничего не сделаешь. Любая проблема решается в перспективе, и здесь уже от родителей зависит, насколько они готовы ждать этот результат. К нам на занятия возит ребёнка бабушка-опекун. Возит давно и с завидным постоянством. Первое время мальчик совсем не шёл с нами на контакт, даже не смотрел в сторону специалистов, но бабушка была непреклонна. Сегодня она с трудом забирает его от нас домой. И ребёнок как будто раскрылся. Этот пример ещё раз подтверждает то, что результат может быть виден через месяц, а может, через год. Если ребёнок ходит к нам регулярно, а у нас есть такие, мы эти результаты, конечно, видим. А если его привели на одно-два занятия и родители ждут результата, то это большая ошибка. Весь вопрос во времени и терпении. Особенно это касается детей с заболеваниями генетического характера, с ментальными нарушениями. И здесь возможна только коррекция. Чаще всего успеха достигают те дети, родители которых готовы психологически к тому, чтобы не держать ребёнка в четырёх стенах. Они понимают, как важен комплексный подход в развитии ребёнка: медицинский, спортивный, образовательный и так далее. Активность родителей играет серьёзную роль. Если мама, а чаще всего детьми занимаются именно они, готова использовать все ресурсы, результаты есть. Порой маленькие, но они заметны.

— Встречаются ли семьи, которые не предпринимают никаких шагов для развития или коррекции своих особенных детей?
— К сожалению, такие есть. Причины тому разные. Кто-то из родителей соглашается с нами, обещает одно, второе, третье, но ничего не делает. Очень часто у родителей формируется какое-то потребительское отношение к жизни, мол, нам все должны, а мы никому не обязаны. В последнее время такая позиция особенно заметна. Некоторые родители занимаются со своим ребёнком дома индивидуально. У них достаточно своих собственных ресурсов. Они не хотят выходить в свет, стесняясь своего положения и, возможно, осуждения со стороны окружающих.

— Это правильно или нет?
— Считаю, что нет. Очень важно ребёнка социализировать. Родители же не вечны, поэтому важно научить его жить в обществе, общаться, объясняться. В райцентре есть семья с ребёнком, у которого серьёзное генетическое заболевание. Его мама не замкнулась в четырёх стенах, они на протяжении многих лет посещают специалистов нашего центра, регулярно проходят медицинскую реабилитацию, ходят в школу. То есть используют все возможности для развития и коррекции. Заболевание такое, что ребёнка невозможно развить и привести к норме, но он не боится людей, может объяснить, что ему нужно. Мама делает всё для адаптации ребёнка.

— Если родители не обследуют ребёнка, замечая, что с ним что-то не так, не занимаются с ним, в таких случаях на них можно как-то воздействовать?
— Безусловно. По закону родитель должен заниматься обучением, развитием и лечением ребёнка. То есть, если у ребёнка есть какие-то проблемы медицинского характера, родители обязаны его обследовать, возможно, пролечить. В противном случае их можно привлечь к ответственности.
Все семьи мы посещаем, поэтому знаем, где и какая обстановка. Если в семье всё нормально: хорошие жилищные и бытовые условия, за ребёнком ухаживают, он получает медикаментозное лечение, которое ему необходимо в рамках реабилитации, они не нуждаются в помощи специалистов Комплексного центра, мы их не беспокоим. А если в семье ничего хорошего нет: родители пьют, ребёнку никакого внимания, имеет место жестокое обращение, мы заявляем об этом в правоохранительные органы. Есть у нас семьи с детьми-инвалидами, состоящие на учёте как находящиеся в социально опасном положении.

— Сегодня на разных уровнях специалисты говорят о том, как важно объединение родителей, чтобы семьи не замыкались в собственном мирке, а получали совет и поддержку у тех, кто оказался в похожей ситуации. В нашем районе это есть?
— В связи с появлением доступности социальных сетей, мессенджеров, когда не надо никуда собираться и выходить из дома, создаются группы, где родители общаются, задают друг другу вопросы, советуются. Одна из таких групп создана на базе нашего Комплексного центра, в ней 39 человек. Все желающие могут в неё войти. Как это сделать? Надо обратиться к нам по телефону 21-2-54.

— Ваш совет тем родителям, которые заметили что-то неладное в физическом и психическом состоянии своего ребёнка?
— Конечно, обследовать его. А если подтвердится худшее, не паниковать, не замыкаться, а обращаться за помощью куда только можно. Чем раньше вы начнёте действовать, тем больше шансов на положительную реабилитацию ребёнка.

Татьяна АТКИНА.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here