До села дотянулась реформа

152

В редакции обсудили вопрос сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов.

ПРОБЛЕМА: В Смоленский район «зашла» «мусорная реформа». Люди недовольны тем, что мусор вывозят с перебоями, их не устраивают большие расстояния до контейнерных площадок и отсутствие договоров с регоператором на оказание услуги.

ПОСЛЕДСТВИЯ: пока есть проблемы со сбором и вывозом мусора.

От читателей поступает много обращений, писем и звонков, касающихся вопросов по вывозу твёрдых бытовых отходов. Обсудить болевые точки «мусорной реформы» в Смоленском районе редакция газеты «Заря» пригласила заместителя главы Администрации района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры и газификации Виктора ЩИГРЕВА, начальника управления ЖКХ, строительства, архитектуры и газификации Василия АЛМАЕВА, главу Новотырышкинского сельсовета Людмилу САРАХАНОВУ, главу Верх-Обского сельсовета Юрия ГОЛОДА и главу Ануйского сельсовета Марину ДЕНИСОВУ.

Мы часто, как нам кажется, шутим: мол, скоро за воздух будем платить. Хотя на самом деле такой оброк в России уже ввели, когда, начав «мусорную реформу», поставили телегу впереди лошади. Что реформа назрела, никто не спорит.

— Все понимаем, что проблему сбора и утилизации бытовых отходов надо решать, поскольку количество мусора с каждым годом увеличивается и нам всё сложнее бороться с несанкционированными свалками, — рассуждает Марина Денисова. — Но прежде чем вводить реформу в сельскую местность, надо было всё хорошо продумать. Никто не учёл расстояния в сельских населённых пунктах и плотность застройки. Реформа в том варианте, в каком она есть, подходит для города, но не для села.

Проблема действительно назрела. Полное отсутствие переработки, повсеместные стихийные свалки, изжившие свои сроки и резервы полигоны ТКО, отравляющие природу, — всё это так. Однако вместо того, чтобы построить на свои средства те самые пресловутые отходоперерабатывающие комплексы, наладить бесперебойный сбор мусора, а потом брать со всего населения деньги, странные «инвесторы» начали с последнего.

В посёлке Кирпичный Верх-Обского сельсовета живёт порядка 80 человек. Но даже в таком населённом пункте, по замыслу федеральных чиновников, должна состояться «мусорная реформа». Она заключается в том, что вывозить мусор от домов на полигон должен региональный оператор, получивший этот статус по контракту. В Смоленском районе им стал ООО «Спецобслуживание-Центральное». Региональный оператор исправно присылает счета жителям п. Кирпичный за вывоз мусора, при этом ни одного контейнера в посёлке нет. Почему?

— Посёлок, можно сказать, состоит из одной улицы, переходящей из Усть-Катуни в Верх-Обское, плотность населения здесь небольшая, поэтому контейнерную площадку поставили в Верх-Обском в районе стадиона и в Усть-Катуни. Да, далековато, но пока так, — констатирует Юрий Голод.

По словам Марины Денисовой, установка первых контейнерных площадок решалась экстренно, поскольку прокуратура не давала времени на обдумывание. Дело в том, что в Смоленском районе, как могли, оттягивали время для установки специализированных площадок для сбора ТКО. Этим несколько лет подряд на территории муниципалитета успешно занималось частное предприятие, и данная форма устраивала как власть, так и население. А худая слава «мусорной реформы» в других муниципалитетах пугала всех. Вот и тянули время, пока не вмешалась прокуратура. По неофициальной информации, районная администрация и сельсоветы даже получили за это штрафы. Ведь установка специализированных площадок – это ответственность местной власти, а не регоператоров. Вот и получается, что деньги собирают одни, а шишки набивают другие.

— В Старотырышкино мы по какому принципу выбирали место под контейнерную площадку? В первую очередь думали о том, чтобы был подъезд, во-вторую, чтобы контейнеры не стояли рядом с клубом, магазином, водным источником, поскольку летом они будут источать не очень приятные запахи, — говорит Марина Денисова.

На территории Ануйского сельсовета оборудованы пять площадок с двумя контейнерами на каждой: четыре на центральной усадьбе и одна в Старотырышкино.

По мнению главы сельской администрации и самих жителей, этого мало. Людям приходится носить мусор далеко. В Старотырышкино, к примеру, согласны на то, чтобы на улице Каньшакова, протяжённость которой почти три километра, установили специализированные площадки в начале улицы, в середине и в конце.

— У нас в общей сложности 11 контейнерных площадок: девять установлены в основной части села, одна в заречной и одна в посёлке Южный. Этого, конечно, недостаточно, — говорит о своих проблемах Людмила Сараханова.

Виктор Щигрев и Василий Алмаев соглашаются с главами поселений и говорят, что корректировки будут. Планируется добавить ёмкости для сбора ТКО в Старотырышкино, установить специализированную площадку в Кирпичном, переставить в Усть-Катуни, добавить площадку в Кировском. Здесь глава сельсовета уже нашёл бетонную плиту.

— Мы можем поставить хоть двадцать контейнеров, но регоператор приедет и скажет: «Вам какие пять вывезти?». В крае определена норма объёма мусора на каждого проживающего, с учётом этого и устанавливаются специализированные площадки. Ни один регоператор сверх этой нормы вывозить мусор не будет, — объясняет Юрий Голод.

— Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края разместило территориальную схему обращения с отходами для ознакомления. Администрация района написала письмо, предложив увеличить число контейнерных площадок, чтобы уменьшить расстояние от пользователей до мест накопления ТКО. Такое возможно, — говорит Виктор Щигрев.

Регоператор зашёл в наш район поздней осенью прошлого года, наделав много шума скоплением мусора на специализированных площадках. Первыми «сладость» новой реформы испытали на себе верх-обчане и линёвцы. Сегодня, по словам главы поселения, ситуация нормализовалась, мусор у них вывозят регулярно. Чем пока не могут похвастать в Новтырышкино. Здесь регоператор не вывозит мусор по три недели. Люди возмущаются, обвиняя во всех грехах местную власть. Хотя местная власть к вывозу мусора никакого отношения не имеет. Её дело оборудовать площадки, остальное – ответственность регоператора. К сожалению, регоператор далеко и практически недоступен, а власть рядом. Корреспонденты газеты «Заря» пытались выйти на регионального оператора ООО «Спецобслуживание-Центральное», чтобы получить ответы на интересующие вопросы относительно «мусорной реформы». К сожалению, разговаривать с нами не захотели и ответа мы не получили.

Много разговоров идёт о том, платить или не платить за вывоз ТКО. На сегодняшний день большинство вносить плату отказывается, мотивируя свои действия тем, что у них мусора нет. На это хочется сказать: отходы производит каждый человек. Безотходное хозяйствование – это миф. Не могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от продуктов, домашний и другой мусор. Если отходы не идут в мусорные баки, значит, их либо сжигают, либо закапывают, либо увозят на несанкционированные свалки. И первое, и второе, и третье опасно для природы, окружающей среды, а поэтому запрещено законом.

— Реформа – дело новое. Бесспорно, будут корректировки по количеству контейнеров, по местам площадок, по качеству вывоза. Надеемся на изменения в законодательстве, — заключил Виктор Щигрев.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Вносить изменения в законодательство, корректировать нормативы, улучшать качество работы регионального оператора.

От автора:
«Мусорная реформа» к нам пришла. И хотим мы или не хотим, но нам придётся с ней жить, поскольку есть федеральный закон. А с мусором действительно надо что-то делать, но делать продуманно, с учётом мнения населения.

Татьяна АТКИНА

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here