История церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая села Старотырышкино
Согласно Справочной книги по Томской епархии за 1898 год, священником Никольской церкви в селе Старотырышкино служил Иоанн Стефанович Орлов, 24 лет, окончивший курс Томской духовной семинарии в 1897 году и рукоположенный в этом же году, 27 июля, во священника. Настоятельствовал здесь до 28 марта 1902 года, когда был перемещён в с. Карагужинское, благочиния №29.
Вторым священником служил Михаил Поликарпович Орлов, 48 лет, окончивший курс Духовного училища. На должности псаломщика состоял с 16 апреля 1871 года. Рукоположен в дьякона 13 апреля 1880 года, по 1895 год исправлял обязанности и псаломщика, и диакона, а затем священника. 21 августа 1903 года переведён на старшее священническое место, пустовавшее на Никольском приходе несколько месяцев. Его место второго священника занял Николай Марсов, переведённый из села Тогул. Отец Михаил уже 1 ноября 1903 года перемещён в село Новиковское, благочиния №27.
24 февраля 1905 года настоятелем Никольского прихода стал Гавриил Николаевич Пономарёв. По справочным данным на 1910 год, ему исполнилось 42 года.
6 февраля 1887 года он был определён псаломщиком из 1-го класса Томской духовной семинарии, рукоположен во диакона 21 июня 1891 года и во священника — 23 сентября 1894 года. Отец Гавриил состоял духовным следователем и миссионером благочиния. В 1907 году ко дню Святой Пасхи был награждён скуфьей.
15 октября 1907 года «Томские епархиальные ведомости» отмечали, что «…В селе Старотырышкинском всё обстоит благополучно во взаимных отношениях причта и прихожан. Религиозно-нравственное состояние последних благодаря усердию ещё бывшего настоятеля, ныне кафедрального Протоиерея Томского Троицкого собора о. Никандра Малина поставлено настолько высоко, что нынешнему настоятелю остаётся только поддерживать доброе настроение своих духовных чад. К чести священника о.Гавриила Пономарева, нужно сказать, что к этому делу прилагает он всё своё пастырское старание». В 1910 году «благочиния №25, села Старотырышкинского, священник Гавриил Пономарёв» удостоен Архипастырского благословения. В 1913 году за заслуги перед Церковью ко Дню Рождения Императора он же награждён камилавкою. В 1916 году продолжал служить при церкви.
12 марта 1891 года учитель миссионерской школы при Бийском катехизаторском училище, окончивший курс Омской учительской семинарии, Стефан Добронравов определён был на должность псаломщика к Никольской церкви с возложением на него обязанностей учителя местной церковно-приходской школы. Служил недолго, так как уже 7 октября 1892 года был переведён в Томский городской кафедральный собор в сане дьякона.
Дьяконом с 1898 года служил Иван Рождественский, которого возвели с сан священника в мае 1899 года и перевели в село Айское. А в село Старотырышкино 13 августа 1898 года дьяконом определён запрещённый дьякон села Локоть Николай Петрович Дмитриев, 60 лет.
С 1900 года (в 1902 и1903 годах всё ещё служил) штатным дьяконом служил Григорий Дмитриевич Касаткин, 26 лет, из катехизаторского училища. Он же исполнял обязанности учителя. Уже 3 октября 1903 года Г.Д. Касаткина перевели в село Канаковское.
С 1 апреля 1905 года на каникулярное время на должность псаломщика поступил Александр Шереметенский, воспитанник Томской Духовной Семинарии.
С 24 мая 1910 года исполнял обязанности псаломщика Пётр Петрович Костарёв. До этого он был учителем местной церковно–приходской школы. В 1911 году П.П. Костарёв определён исполняющим должность псаломщика к Змеиногорскому Спасо-Преображенскому собору благочиния №26.
В августе 1911 года «Резолюцией Его преосвященства, Преосвященнейшего Мелентия учитель Старотырышкинской церковно-приходской школы Михаил Ермохин определён исправляющим должность псаломщика к Никольской церкви. 25 июля 1917 года на место псаломщика в с. Старотырышкино был назначен Трофим Черных.
Церковный староста считался блюстителем церковного имущества. Старосты обязаны были иметь при церкви достаточное количество свечей на продажу, поэтому дозволялось иметь при церкви заведения для розничной продажи свечей за счёт и в пользу церкви. Свечи могли продаваться только при церкви. Так, в Никольской церкви продавалось до 5,5 пудов свечей в год. В лавках, лавочках, на торгах и на ярмарках продавать свечи запрещалось. Церковный староста являлся непременным членом школьного попечительства.
15 февраля 1889 года церковным старостой Николаевской церкви села Старотырышкино был утверждён крестьянин Иван Камбалин. 17 июля 1892 года утверждён старостой крестьянин Иван Тырышкин на первое трёхлетие (1892-1995).
12 июня 1890 года Император подписал инструкцию церковным старостам и форму присяги для них. До этого существовала инструкция от 14 апреля 1808 года.
ФОРМА ПРИСЯГИ:
«Я, нижепоименованный, обещаюсь пред святым Евангелием и животворящим крестом Господним исполнять обязанности старосты церкви по инструкции, мне данной, ревностно, честно, но со страхом Божьим, во благо святой церкви и для спасения моей души, памятуя, что в сём должен буду дать ответ пред законом и Господом Богом на страшном суде его. Во уверение же сего моего обещания целую слова и крест Спасителя моего. АМИНЬ».
На 1895-1898 годы церковным старостой церкви утверждён Михаил Казанцев. После него в мае 1898 года церковным старостой церкви стал крестьянин Глеб Ларионович Аксёнов.
С 15 июня 1901 года на первое трёхлетие (1901-1904) был утверждён крестьянин Михей Андреевич Дорогин. Он же затем избран на второе трёхлетие (1905-1907).
10 июля 1908 года старостой Николаевской церкви утверждён крестьянин Павел Андреевич Дорогин на первое трёхлетие. Следом за ним 15 июля 1911 года на первое трёхлетие утверждён крестьянин Евфимий Дорогин.
В селе Старотырышкино церковно-приходская школа открылась одна из самых первых на Алтае — 14 октября 1880 года. Имела она собственное помещение. В 1880 году в школе обучалось 46 мальчиков и 1 девочка. Учитель — местный дьякон Михаил Поликарпович Орлов — жалования за это не получал, но получал от родителей учеников хлеб, сено и дрова. В 1882 году число учащихся в школе: 21 мальчик и 4 девочки. В 1883 году обучалось 30 мальчиков и 5 девочек.
Учителем в 1886 году состоял бывший писарь главного штаба Военного Министерства Андрей Макеев, получивший образование в Императорском техническом училище. При нём обучалось в школе 14 мальчиков, из них хорошие знания показали 8 учеников. Макеев обучал и Закону Божию. Это была единственная школа, где светское лицо обучало Закону Божию. По мнению Синода, в Старотырышкинской школе учитель «способен к делу обучения, всей душой ему предан, религиозен и вполне благонадёжен, также способен преподавать Закон Божий».
Плата за обучение определялась по взаимному согласию с родителями учеников. К 1897 году на Алтае уже было 26 церковно-приходских школ, но средства на содержание имела только одна Старотырышкинская школа.
Обучались по программе, утверждённой Священным Синодом, несмотря на то, что иные ученики поступали в школу после нового года или неисправно посещали её, занятия велись успешно. Срок занятий — до Пасхи.
Учебники и учебные пособия покупали родители учеников. Учебников и руководств не хватало. Не было разрезных азбук, букварей и книг для первоначального чтения. Не было ни одного пособия для преподавания Закона Божия. Не хватало аспидных досок и других классных пособий.
Парты или столы со скамьями, арифметические доски во всех школах приобретались на добровольные пожертвования. Так, в селе Старотырышкино на пожертвования частных лиц было приобретено 72 экземпляра разных книг, из них: «Краткая Священная История» Соколова, 5 экз.; «Молитвенник» Соколова, 7 экз.; книги для первоначального чтения Тихомирова, 3 экз.; «Часослов», 2 экз.; «Букварь», 40 экз.; «Книжка-первинка»1881 года, книжка Бунакова, 6 экз.; Ушинского, 5 экз.; прописи Гербача, 10 экз.; 4 экз. разрезной азбуки. Всего в школе было 74 книги для чтения.
С 1888 года уже существовало при этой школе Церковное попечительство, а купеческий сын Александр Сычёв (из г. Бийска) утверждён был в должности попечителя местной церковно-приходской школы.
После окончания учебного года производились испытания всем ученикам. Те, кто сдал удовлетворительно, получали удостоверения о пройденном курсе за подписью приходского священника, попечителя и учителя школы с приложением церковной печати.
О церкви села Старотырышкино оставил свои воспоминания Иосиф Варфоломеевич Хлыстунов, живший в селе Смоленском с 1948 по 1968 годы. Здесь он преподавал рисование и черчение в средней школе и одновременно создал при Доме культуры театр, получивший в 1967 году звание народного.
Старообрядческая семья Хлыстуновых, часто переезжая с места на место, поселилась в селе Старотырышкино Смоленской волости в начале 1930-х годов. Отец Иосифа, Варфоломей Семёнович, пошёл работать в местную винную лавку.
Вот как Иосиф Варфоломеевич описал годы жизни в селе Старотырышкино в первой половине 30-х годов: «В центре села стояла церковь с тяжёлой металлической дверью, выкрашенной в два цвета – коричневый и жёлтый. Стояла она на возвышенности, была видна издалека, со всех сторон и выглядела очень красиво. В те годы ещё не были запрещены богослужения, и церковные колокола звонили, созывая народ на службу. Священником в церкви был грузный батюшка с крупным носом, пышной огненно-рыжей шевелюрой и такого же цвета огромной бородой. Родители мои, хотя и были верующими, но в церковь не ходили. Они считали себя христианами и справляли службы не в церкви, а в «молельном доме», без попов. Отец работал продавцом в винной лавке. Церковный батюшка часто заходил в лавку после вечерней службы купить бутылочку «горькой». Наша семья жила в другой половине дома, где размещалась лавка.
Выпив рюмки по две, начинали разговоры на религиозные темы. Потом спорили о старой и новой вере, затем начинали петь. Мой отец доставал из домашнего сундука книгу в кожаном переплёте – Библию, полистав страницы и найдя нужное место, начинали петь молитвы и божественные гимны. Отец пел тенором, а батюшка басом. Наговорившись и напевшись, они мирно расходились по домам. Судьба этого попа сложилась трагически: его арестовали и, возможно, расстреляли или отправили на лесоповал. С церкви сняли кресты, сбросили колокола, разобрали звонницу, выбросили иконы. Их старухи тут же разобрали по домам, а святой храм превратили в клуб, где сельская молодёжь пела и плясала на новый советский лад».
Постановлением №2060 от 4 декабря 1936 года церковь в селе Старотырышкино была закрыта и передана на культурно-просветительские цели (список православных церквей Алтайского края, закрытых по постановлениям Западно-Сибирского крайисполкома в 1931-1937 гг.).
Ангелина СИТНОВА, краевед.