Храм был не обделён вниманием

369

История церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая села Старотырышкино.

Никольская церковь
Село Старотырышкино стояло и стоит на правом берегу реки Ануй. В начале XX века оно было центром Старотырышкинской волости, выделенной из Смоленской в 1906 году. До губернского города Томска 584 версты, до уездного Бийска — 45 вёрст. В 1880-е годы в селе работали две маслобойки и овчинная мастерская, принадлежавшие выходцам из Тамбовской губернии. Действовали хлебозапасный магазин, церковно-приходская школа, волостное правление, мукомольная мельница и церковь.
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в 1881 году и относилась к благочинию №25. Согласно справочным данным за 1886 год, на Старотырышкинском приходе служили два священника, диакон и псаломщик. Денежного содержания они не получали, руги было положено на весь причт 900 пудов в год. Прихожан обоего пола вместе с приписной церковью Рождества Христова посёлка Ануйского было почти шесть тысяч человек.

Есть упоминание о том, что в 1869 году в селе уже была церковь, но сгорела. Все церкви Томской епархии обязаны были страховаться от огня. Но это не помогало: они часто горели. Так, ночью 22 мая 1886 года в Бийске пожар уничтожил архиерейский дом: помещения начальника миссии, домовую церковь, классные и спальные помещения катехизаторского училища. Вместе с православными христианами многочисленных губерний Российской Империи на призыв Томской духовной консистории о помощи бийским погорельцам откликнулись и жители села Старотырышкино. Они собрали пожертвования 52 рубля, церковным причтом – 152 рубля, от крестьянина М.С. Тырышкина на имя Его Преосвященства Макария, Епископа Бийского, 10 рублей.
По сообщениям «Томских епархиальных ведомостей», лето в 1888 году в Бийском округе отличалось засухой. Дожди перепадали редко, а после Пасхи, которую в том году праздновали 24 апреля, и вовсе началась настоящая засуха. Жар доходил до 30 градусов. Хлеба всходили плохо, а всходы выгорали от зноя.

Ведомости в феврале 1890 года рассказали своим читателям об осенней поездке Преосвященного Исаакия, епископа Томского и Семипалатинского, в которую он отправился 24 сентября 1889 года. Побывал тогда Владыка и в Смоленской волости: «…Ночевать прибыли в село Старотырышкино. Отслушав всенощную, а поутру раннюю Литургию, Владыка сам отслужил молебен преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. После молебна Его Преосвященство говорил о воспитании детей…».
Вплоть до конца XIX века основным источником обеспечения служителей сельских церквей являлись требы и пожертвования прихожан продуктами и хлебом. Это «мирское подаяние» было достаточно скудным, и получение его для священников было порой весьма унизительным. Сельское духовенство, с одной стороны, оказывалось в определённой зависимости от своих прихожан, с другой — такой способ пожертвования навлекал на причт нередкие упрёки в корыстолюбии и даже вымогательстве.
По указу Святейшего Синода от 4 ноября 1895 года за №12 было назначено жалование причтам Бийского округа, в том числе двум священникам Старотырышкинской церкви, по 294 рубля каждому, дьякону — 147, а причетнику — 98 рублей. Это жалование причт должен был получать из местного казначейства.

По данным «Справочной книги по Томской епархии за 1898-99 год», Ануйский Христорождественский приход обрёл самостоятельность, но причт Старотырышкинской церкви по-прежнему состоял из двух священников, диакона и псаломщика, которые получали «жалования от казны 550 рублей и руги от прихожан 1025 пудов, готовые помещения и доходы от треб». К этому времени к Старотырышкинской церкви была приписана построенная в 1892 году Свято-Троицкая церковь деревни Песчаной.
24 января 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, и начались боевые действия на Дальнем Востоке. Русская Церковь организовала сбор пожертвований на военные нужды. Так, например, в январе 1905 года приходы благочиния №25 собрали 100 рублей. Кроме денег, священники повсеместно организовывали сборы вещей на нужды войны. Жительницы Старотырышкино тоже не остались в стороне: как и все, они покупали холст и шили для русских воинов рубахи, кальсоны, портянки, утиральники.

Вниманием не обделён
С 1905 по 1907 годы в приходе каждый год в среднем совершалось 25 браков, около 130 крещений, около 90 напутствий на дому и столько же отпеваний детей и взрослых, причём детские смерти были частым явлением. За крещение, как правило, причту платили по 50 копеек, за отпевание младенцев – 40 копеек, взрослых — 1 рубль 8 копеек, за венчание — 6 рублей, за выписки из метрических книг — 3 рубля 96 копеек.

По «Справочной книге Томской епархии за 1910 год», земли при Старотырышкинской церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая числилось 49,47 десятины земли и 6,48 десятины леса. Прихожан обоего пола насчитывалось 2187 душ. Песчанский Старо-Троицкий приход стал самостоятельным, поэтому причт был сокращён. Старотырышкинскому приходу по штату теперь полагались один священник и один псаломщик. Содержание при готовых домах: жалования из казны — 400 рублей, руги — 475 пудов и доходы от треб. В 1909 году на приходе была построена часовня. Церковная библиотека состояла из 220 томов.
Архиерейским вниманием Старотырышкинский приход никогда обделён не был. Так, 30 мая 1910 года, совершая поездку для обозрения церквей Бийского и Змеиногорского уездов, Старотырышкино посетил Высокопреосвященнейший Макарий. «В воскресенье 30 мая всенощную и Литургию Его Высокопреосвященство совершил в женском Тихвинском монастыре. После обеда при обычных проводах отбыл из Бийска для обозрения намеченных по маршруту церквей. Дальнейший путь совершался на лошадях. Из Бийска Владыка через село Катунское до села Старотырышкинского сделал в первый день 45 вёрст. Оба села населены исключительно православными. В с. Катунском имеются деревянная церковь и приписной с ней молитвенный дом, в д. Иконниковой есть школа грамоты, помещающаяся в хорошем собственном здании. Жителей обоего пола — 1650 душ. В селе Старотырышкинском церковь тоже деревянная, имеется церковно-приходская школа. Населения — 2186 душ. В обоих сёлах происходила обычная встреча и беседа Владыки с народом. В последнем селе была сделана остановка на ночлег. Из Старотырышкинского 1 июня Его Высокопреосвященство проехал в село Красный Яр…».

По справочным данным за 1914 год, приход, как и прежде, состоял из одного села Старотырышкинского Бийского уезда. Прихожан – 2550 душ. За истекшие пять лет в селе была поставлена ещё одна часовня. Почтовый адрес: Смоленское почтовое отделение, Тырышкинское волостное правление Бийского уезда.

Священники
Прихожане посещали храм Божий с усердием в праздничные дни и в воскресенья, но не в большом числе, особенно в летнее время народу в церкви было мало. Одни работали сами, другие делали «помочи» и «подёнщины». В зимнее время при хорошей погоде народу в церкви бывало поболее, особенно в дни Великого поста и в большие праздники. Приезжали по нужде: для крещения или причащения младенцев, или чтобы отслужить по особому обету молебен. Посты крестьяне соблюдали. А вот вина пили много, особенно при браках. У бедняка уходило ведра три, а богатые люди иногда покупали для свадьбы целые бочки. Народ сам сознавал вред от пьянства, но от соблазна удержаться не мог.

В 1880 году священником при Старотырышкинской церкви служил благочинный округа №25 Никандр Малин. «Томские епархиальные ведомости» в №3 за 1880 года публикуют «Список священнослужителей Томской епархии, удостоенных в 20-й день апреля 1880 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по Епархиальному ведомству». Среди награждённых скуфьями числится и «Бийского округа церкви села Старотырышкинского священник Никандр Малин».

Служил священник Никандр Малин при этой церкви до 8 февраля 1888 года, когда перемещён был на старшее священническое место к Томскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. К пасхе 1888 года за службу по духовному ведомству был награждён Священным Синодом наперсным крестом, а 4 мая 1888 года назначен членом Томской духовной консистории. С 1900 года по 1908 Никандр Петрович Малин – протоиерей Троицкого кафедрального собора города Томска.

22 октября 1882 года состоящий на должности псаломщика при Томском Кафедральном Соборе диакон Александр Семёнов был рукоположен в священника и назначен на вторую штатную священническую вакансию в Старотырышкинскую Никольскую церковь. Александр Иванович Семёнов родился около 1853 года, домашнего образования, начал своё служение Церкви в 1864 году исполняющим обязанности псаломщика в Никольском храме с. Кривощёковского Томского округа (село располагалось на территории современного г. Новосибирска).

12 сентября 1880 года после диаконской хиротонии Александр был переведён на должность псаломщика в Воскресенскую церковь города Томска, а вскоре – в кафедральный собор. В Старотырышкино отец Александр прослужил около десяти лет. В 1889 году ему «вследствие болезненного состояния головы» разрешено было носить при исправлении треб на открытом воздухе чёрную скуфью. В 1895 году он переведён настоятелем Рождественской церкви с. Ануйского Бийского уезда и назначен законоучителем местной школы грамоты. Через два года «за благочестное поведение, безмездное законоучительство в местной школе грамоты, ревностное старание о постройке здания для школы в селе Ануйском и благоукрашение его, а также местной церкви, общенародного пения и устройства хора певчих» он был награждён правом ношения набедренника. В 1904 году ему преподаётся Архипастырское благословение. В тот год, 14 октября, священник Александр Семёнов скончался в с. Ануйском.

Каждый священник ежегодно платил 1 рубль 50 копеек, дьякон — 1 рубль, псаломщик – 75 копеек – сбор в пользу погребальной кассы. Из этих собранных денег выдавались пособия на погребение священнослужителей. Смерть среди священников и церковнослужителей в те годы была явлением нередким.

На 15 февраля 1888 года место старшего священника в с. Старотырышкино числилось вакантным. 14 сентября 1888 года священником сюда был определён студент Томской духовной семинарии Павел Стабликов. 28 мая 1992 года священнику Павлу Стабликову было объявлено архипастырское благословение за составление катехизаторских поучений. На трёхлетие (с 1895 по 1898 годы) отец Павел избирался депутатом на окружные и епархиальные учительские съезды.

В XIX веке Россия пережила восемь холерных эпидемий. Одной из самых тяжёлых по последствиям и, прежде всего, по количеству человеческих жертв стала эпидемия 1892 года, затронувшая территории Томской губернии. В середине августа 1892 года холера появилась и в Бийском округе. В народе возникла паника. Точных сведений о заболевших и умерших не было: не все заболевшие приглашали к себе приходских священников. Почти никто не имел представления о том, как предостерегаться от смертельного опасного заболевания и лечить его. Были случаи, когда из-за страха перед болезнью умерших односельчан не хотели класть в гроб и нести на кладбище.

По Указу Императора церковные причты обязаны были доставлять сведения об умерших нижних чинах армии и флота. Это было связано с тем, что для мобилизации и поверочных сборов после холерной эпидемии 1892-93 годов военному ведомству нужны были точные сведения.

Ангелина СИТНОВА, краевед.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here