Самозанятость – бизнес выживания

319

Лет пятнадцать назад после очередной командировки в одно из сёл района, мы с коллегами дискутировали на тему личного подсобного хозяйства, говорили о том, что катастрофически уменьшается поголовье крупного рогатого скота и свиней в частном секторе. Кто-то тогда сказал: «Скоро сельские дети будут знакомиться с коровами по картинкам, как городские». И вот эти времена наступили. Сейчас в деревне редко услышишь заливистый крик петуха, блеяние овец и мычание коров. Хозяйки бегут за литром молока, за стаканом сметаны или за десятком яиц не к соседке, а в местный сельмаг.

Выбирают путь сами
Людмила и Сергей Неёловы (имена и фамилии по их просьбе изменены) живут в небольшом посёлке. Всегда держали в хозяйстве корову, поросят, кур, обеспечивая себя и своих детей натуральными продуктами: яйцами, мясом, молоком, творогом, сметаной… В сельской местности испокон веков велось так: в каждом дворе должна быть живность. Обходились без неё только беспутные или совсем ленивые. Но жизнь движется вперёд, меняются пристрастия, мода и… И постепенно изменилось отношение к личному подсобному хозяйству. Сегодня таких, как Неёловы, в селах по пальцам пересчитать: в Песчаном, Южном, Ленинском, Заречном и других небольших населённых пунктах по две-три семьи, в Первомайском, Линёвском, Ануйском… – чуть побольше. Остальные, освободившись от живности, говорят: «Невыгодно! Больше потратишь, чем получишь». Это одна из причин, которую называют люди, но есть и вторая – многие сегодня работают за пределами своих сёл и даже района. Рано утром уезжают, растолкав детей по бабушкам и дедушкам, и поздно вечером возвращаются, а с таким графиком ухаживать за хозяйством не получится.

Когда в селе не стало никакой работы, супруги Неёловы сосредоточились на личном подсобном хозяйстве, занялись крупным рогатым скотом, а если точнее, развели коров и стали продавать молочную продукцию: молоко, сметану, творог. Начинали с малого, постепенно увеличивая объёмы. Но по прошествии десятка лет крупными бизнесменами не стали. Живут не в убыток, но деньгами не сорят, потому что лишних нет.

— То, что зарабатываем, хватает на еду и самое необходимое, — говорит Людмила.
— Сегодня я выживаю, занимаясь кроме основной работы маленьким «куриным» бизнесом. Но государство начинает наступать мне на пятки, — говорит ещё одна жительница района.

Самозанятые считают, наступление началось с «Закона о самозанятых», который был подписан в ноябре 2018 года и вступил в силу 1 января 2019. Свиноводы, куроводы напряглись и затаили дыхание. По-моему, побаиваются выдохнут и по сей день. Собрались мы как-то к одним из тех, кто серьёзно занимается личным подсобным хозяйством, а они отказываются, мол, не хотим лишний раз на показ лезть, вдруг обложат налогами. Пришлось уговаривать и успокаивать.

Самозанятые…
О том, кто такие самозанятые, ещё пару лет назад никто и не слышал. Нянечки, репетиторы, домашние кондитеры, портнихи на дому, парикмахеры, ремонтники и так далее – они просто работали на себя, самостоятельно и сознательно выбрав такой формат деятельности.

— Мы не требуем никаких трудовых гарантий ни от работодателей, ни от государства. Работаем с утра до ночи без выходных и отпусков. И вдруг кого-то осенило, что с таких «вольных» трудяг можно брать налог, — рассуждает Людмила Неёлова. – Все говорят только про наши доходы, и никто не учитывает расходы. Мы, к примеру, в год тратим на сено 200-250 тысяч рублей, каждый месяц — 25 тысяч рублей на кормосмесь или дроблёнку. Два раза в год около семи тысяч отдаём деньги за прививку животных, к этому надо добавить расходы на соль, вазелин и различные ветеринарные медикаменты. И никто не учитывает наш труд. За то время, что занимаемся подсобным хозяйством, я освоила и зоотехническую, и ветеринарную науку. В случае чего найти ветеринарного врача не так просто, а если и найдёшь, то его вызов обходится «в копеечку».

Самозанятость называют «бизнесом выживания», и уходят в него не от хорошей жизни. Да и доходы у сапожников, нянечек, репетиторов, кондитеров, разнорабочих не космические. Чаще всего — на полтора-два десятка ниже средней зарплаты по стране. В структуре теневого рынка, который стремятся обелить, занимают лишь часть. Остальные – это наёмные работники, которые попали в теневой сектор не по своей воле. Оформить их по всем правилам и платить зарплату «в открытую» не желает работодатель. Вот где работы непочатый край!

Можно спать спокойно
А теперь о самих налогах: нужно или не нужно владельцам ЛПХ становиться плательщиками на самозанятость? Покопавшись в Интернете, попыталась изучить этот вопрос в силу своего разумения. В сети по этому поводу много статей, в том числе и таких, где истерят из-за того, что теперь этот налог будут платить даже бабушки, торгующие пучком петрушки. Что есть в законе? Введено понятие «профессиональный доход» – это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Эта и другие формулировки говорят о том, что бабушки с морковкой, продажа индюков, кур и прочего с личного подсобного хозяйства в законе не прописаны, стало быть, с этого никакой налог брать не будут. В законе об ЛПХ конкретно прописано, что «…Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведённой и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью». Так что владельцы кур, гусей, уток, овец, коз, коров, участки которых не превышают 0,5 га, платить налог на доходы с данного вида деятельности и не перед кем отчитываться не должны. Пока так.

Справка
В Алтайском крае значительно выросло число брошенных личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Данные сельскохозяйственной переписи говорят о том, что их как минимум 63,2 тысячи. Больше всего заброшенных участков оказалось в Суетском районе (31%), Благовещенском (26%), Быстроистокском и Каменском районах (24% общего числа хозяйств района). Только в Первомайском районе, Барнауле и Заринске ЛПХ с заброшенными земельными участками и пустующими домами составляют менее 3% от числа хозяйств муниципального образования.

Татьяна АТКИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here