То яма, то канава

250

ПРОБЛЕМА: на дорогах населённых пунктов района всё чаще можно увидеть грузовые автомобили, которые перевозят многотонные грузы.

ПОСЛЕДСТВИЯ: дорожное полотно, построенное несколько десятилетий назад, не выдерживает такого «нашествия» и постепенно приходит в негодность.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Выхода из ситуации может быть два: ограничить количество проезжающих большегрузов или договориться с предприятиями-владельцами транспортных средств о выделении материальных средств и техники на ремонт дорог.

Дорожный вопрос многогранный, поэтому затрагивает почти всё сознательное население района. Для его обсуждения мы пригласили людей, ответственных за содержание дорог, а также тех, кто ездит и ходит по ним. Свою точку зрения по сложившейся ситуации высказали Надежда ХАРЛОВА, депутат районного Собрания депутатов, Сергей ЖЕЛТОВ, глава Кировского сельсовета, Сергей КАТАЕВ, депутат районного Собрания депутатов и предприниматель, Валентина ШУБИНА, пенсионерка из п. Кировский.

Вечный вопрос
Сегодня на заседании Дискуссионного клуба мы решили поднять вопрос дорог, которые разбиваются грузовыми автомобилями. Эта тема стала «дежурной» на различных совещаниях. В частности, на сессиях районного Собрания депутатов не раз её поднимала народный избранник Надежда Харлова. Большое внимание проблеме уделяется и в нашей газете, только пока особого действия разговоры и статьи не возымели. Чаще всего подобные выступления похожи на пустое сотрясание воздуха. Но мы решили не отчаиваться и снова с головой окунуться в бездонную тему разбитых дорог.

Стены трясутся
Чаще всего от большегрузов страдают дороги населённых пунктов, в которых есть сельхозпредприятия, или в сёлах, окружённых полями. В п. Кировский ведёт свою деятельность самое крупное предприятие района ООО «Агро-Сибирь». Многотонные КамАЗы ежедневно по нескольку раз в день проезжают по посёлку. Особо интенсивное движение наблюдается во время уборочной страды. Порой на участке дороги могут встретиться два автомобиля, которым поделить дорогу затруднительно.
Об этой проблеме говорила Валентина Андреевна Шубина. Дом пенсионерки находится на въезде в село, поэтому каждую такую встречу она и её домочадцы испытывают на себе.
— Дорога напротив нашего дома неширокая, чтобы двум машинам разъехаться, нужно «захватить» обочину. Со стороны нашего дома край асфальта разбит, даже есть ямы. Мы с мужем гравием подсыпаем, чтобы не было большого перепада, — говорит Валентина Андреевна.
Не только состояние дорожного полотна тревожит жителей Кировского, но и тот факт, что когда проезжают большегрузы да ещё и с прицепами, стены их дома трясутся. У пенсионерки есть проблемы со здоровьем. Постоянный шум, беспокойство по поводу того, что машины выезжают на обочину, провоцируют головные боли и другие неприятности.
Кировский сельсовет уделяет дорогам большое внимание. Напротив усадьбы Шубиных мы увидели следы ямочного ремонта, когда пытались разобраться в ситуации на месте. Самое печальное, что со временем таких «заплаток» становится всё больше и больше…

Проблема многих сёл
Тревожные сигналы о разбитых дорогах поступают из многих сёл. Техника сельхозпредприятий во время полеводческого сезона просто атакует улицы населённых пунктов.
— Чуть ли не ежедневно мне поступают звонки о том, что на гравийках Красного Маяка, Катунского, Ленинского и Первомайского появились новые ямы. Виной тому становятся, как правило, грузовые машины, — вступает в разговор Надежда Харлова.
Через сёла Первомайское и Ленинское ездят грузовики разных сельхозпредприятий. Предъявить претензии им не так-то просто, ведь арендаторы пахотных земель часто меняются. Если удаётся с кем-то из руководства поговорить, на все претензии они отвечают: «Мы платим налоги, поэтому заниматься ремонтом дорог не обязаны!»
По закону это так, а по совести? ООО «Агро-Сибирь» всегда чувствует ответственность перед жителями сёл и проявляет заботу. Она выражается в выделении средств на сельские нужды, техники на уборку снега и многом другом.
— Во времена, когда на полях хозяйствовали совхозы, было легче решать этот вопрос. Прошли машины с зерном — разбили дорогу. Вернулись с гравием — засыпали ямы. Теперь всё осложняется тем, что невозможно найти бесплатную «подсыпку». За всё надо платить, — говорит Надежда Викторовна.
В настоящее время всё в руках частных владельцев, которые не намерены бросать деньги на ветер. В нашем случае закапывать в дорожные ямы. Искать объездные пути тоже не хотят. Если поселковая дорога проложена прямо, то полевая будет куда длиннее. Езда по последней приведёт к большим затратам на горючее, да и ремонт самих автомобилей.
— Зачем, спрашивается, тратить деньги на «освоение» нового пути, когда устраивает старый? Представьте, что на поля зашёл временщик, который намерен поработать здесь год-два. Ему и дела нет, что останется после его ухода и как будет выглядеть дорога, — рассуждает депутат.

Дыры в бюджете
За состоянием поселковых дорог должны отвечать органы местного самоуправления: районная или сельская администрации в зависимости от того, кто взял на себя эти полномочия. В бюджетах разных уровней власти зияют огромные дыры, поэтому ежегодно проводить отсыпку дорог или ремонт асфальтового покрытия нет средств.
— В сельсовете своей техники не имеется, поэтому нужно заплатить деньги за каждый час работы тракторов, а это немалые средства. Высокие цены на ГСМ, эксплуатация механизмов, зарплата трактористу – вот и сложилась кругленькая сумма, — говорит Сергей Желтов, глава Кировского сельсовета.
Максимум, что могут сделать представители местной власти, – это оплатить работу грейдера на проблемных участках.
— Смоленский сельсовет не забывает малые сёла. Ежегодно улицы грейдируются, только, к сожалению, выравнивания дорожного полотна хватает ненадолго. Трассы давно требуют подсыпки, по сути, уже нечем ямы засыпать, — констатирует Надежда Харлова.

Оптимизм покидает?
Обсуждаемый сегодня вопрос кажется неразрешимым. Создаётся впечатление, что ещё немного, и он перейдёт в разряд риторических. Проблема в том, что некоторые предприятия приходят в наш район, чтобы «снять сливки», а что останется после бурной деятельности, их совсем не интересует. В этом кардинальное отличие «наших» и «пришлых» предпринимателей. Тот, кто не только работает, но и живёт на этой земле, по-разному на неё и смотрит.
— Всё зависит от человека, от его деловых качеств. В с. Смоленском есть предприниматели, которые за свой счёт производят отсыпку и оплачивают работу грейдера на дороге, где ездят их машины, — комментирует ситуацию Сергей Катаев, предприниматель. — Ни для кого не секрет, что есть такие «деловые люди», кто напротив своего дома не могут навести порядок. Я считаю: если есть возможность, то нужно обязательно ремонтировать участки, которые пришли в негодность по нашей вине.
Сергей Тимофеевич уверен, что можно найти не очень затратный выход из сложившейся ситуации.

От автора
Выслушав разные мнения по этому вопросу, приходишь к выводу, что как бы ни складывалась ситуация, всегда нужно пробовать договориться. Конечно, никто не хочет закапывать деньги в дорожные ямы, но стоит вспомнить о простых жителях сёл. Почему они должны мучиться из-за того, что кто-то делает деньги?
Коллектив редакции и дальше намерен «стучать во все двери», чтобы ситуация сдвинулась в направлении исправления. Напомним народную мудрость: капля воды камень точит…

Полосу подготовила
Ольга НЕЧАЕВА
Фото Владимира ДУДИНА

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here