«Физ-ра» или все-таки физическая культура?

365

Сегодня моим собеседником по вопросам преподавания физической культуры, отношения к ней детей и взрослых стал Евгений ПИВОВАРОВ, учитель Смоленской школы №2, педагог с большим стажем работы, член экспертной комиссии регионального конкурса «Педагогический дебют».

— Евгений Васильевич, меняется ли со временем отношение школьников к физической культуре?

— Кардинальных изменений я не вижу. Как и раньше, уроков физической культуры ждут ученики начальных классов. Это естественно. В младшем возрасте потребность в двигательной деятельности больше. Им сложнее сидеть на месте, поэтому поход в спортзал они ждут как манны небесной. У подростков много причин любить и ненавидеть этот предмет. Как правило, часто это психологические причины. Отношения в классном коллективе очень сильно влияют. Например, ребёнок не справился с заданием, у одноклассников последовала негативная реакция. Подросток сосредотачивается на неудаче и старается уйти в тень.
Проще говоря, кто-то из школьников крепко дружит с физкультурой, а кто-то считает её своим врагом и всякими распространёнными способами старается проигнорировать. Многие ученики не считают нужным появляться на занятиях или ищут способы избегания получения знаний и освоения практических навыков по этому предмету — речь идёт об оформлении медицинского освобождения, то есть «справок» от урока физкультуры. Физкультура не каждому подходит не только по душе, но и по возможностям. И если стихотворение, постаравшись, способен выучить любой школьник и получить за это положенную «пятёрку», то далеко не каждому ребёнку дано справиться с теми комбинированными заданиями, которые заложены в программе по физкультуре, – старайся не старайся.

— Может, программа сложна для многих школьников, поэтому урок физической культуры не приносит радость?

— Начнём с того, что учителя физкультуры в настоящее время ставят себя под удар тем, что начинают заниматься с детьми, у которых не было проведено тестирование состояния здоровья. Мы должны знать все проблемы ребят, чтобы давать ту нагрузку, которую они могут выдержать. Существует несколько медицинских групп, по которым распределяются дети. Но стоит заметить, что решение о том, в какой группе должен заниматься ребёнок, принимается медицинской комиссией, а не отдельным работником.
Уроки физической культуры нужны, чтобы заложить фундамент знаний и умений, которые в дальнейшем помогут ребятам совершенствовать своё тело и укреплять здоровье. Любое физическое действие сопряжено с усилием над собой. Например, только 10% населения планеты от природы могут хорошо подтягиваться на турнике, остальным нужно упорно тренироваться. Мы должны помочь школьникам воспитывать волю и стремление к победе. Когда пересилил себя, проявил выдержку, тогда ты уже вырос в своих собственных глазах и глазах окружающих. По сути, физкультура учит не пасовать перед любыми жизненными трудностями. Хорошо бы это понимали родители наших учеников.

— В рамках учебной программы сложно воспитать спортсмена.
Вы даёте базовые навыки, а как быть увлечённым спортом подросткам?

— Жителям райцентра в этом плане реализоваться легче. Большой вклад в оздоровление подрастающего поколения вносят учреждения дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа, дом детского творчества, детская школа искусств. Ребята, которые занимаются в спортивных секциях и танцевальных кружках, обладают выносливостью и более подготовлены физически. Немаловажную роль играют и общественные организации, как «СОК», например. Мы стараемся мотивировать ребят к сдаче норм ГТО, это тоже способствует их стремлению к спортивным достижениям.

— Как Вы считаете, многое ли зависит от самого учителя на уроке?
— Несомненно, личность педагога играет огромную роль в учебном процессе. Уроки физкультуры должны содержать в себе и пользу, и развлечение одновременно. Только тогда возможно привлечь учащихся на уроки физической культуры. Хотя складываются ситуации, которые учитель не в силах разрешить. После введения третьего часа физической культуры в учебную неделю появилась возможность больше заниматься с детьми, но не было предусмотрено то обстоятельство, что спортзалов в школах не прибавилось. То есть вопрос решили теоретически, а материальной базы не создали. Потому иногда в спортивном зале занимаются сразу по два класса. Представляете, каково это, когда рядом с 11 классом занимается первый.
И педагогический коллектив, и дети заинтересованы в занятиях лыжной подготовкой. Для всех это в первую очередь выход из помещений на улицу, свежий воздух. Снова возникает большое НО. Нет лыжной базы, строго ограничен температурный режим и так далее…

— Как учитель с большим стажем, могли бы дать рецепт, как привлечь ребят к занятиям физкультурой. Что Вам помогает ладить с учениками?

— Многое зависит от родителей, от того, какое отношение в семье к физкультуре. Родители – главный пример для ребёнка, поэтому, если они ведут здоровый образ жизни, то и для чада это будет естественно. Очень хорошо работает девиз: «Делай как я!».
Мне в работе с учениками помогает дружелюбное отношение. Я в каждом из них вижу личность, уважаю его достоинства. Оцениваю динамику его развития, а не сиюминутный результат. Я пытаюсь найти общий язык с ребятами, чтобы они относились доброжелательно в первую очередь, не ко мне, а к самому уроку. Пусть они не будут в будущем спортсменами, но захотят заниматься физкультурой для себя. У всех есть скрытые возможности, которые они потом реализуют.
Главное, чтобы каждый человек любил себя, захотел работать над собой. Полюбишь себя, и тебя полюбят другие.

— Евгений Васильевич, спасибо за беседу. Желаем успехов в дальнейшей работе.

Справка
«Не умеет ни читать, ни плавать» — такую замечательную формулу-характеристику давали некультурному человеку древние греки. Умение плавать считалось одним из основных признаков культуры.
С тех пор умение читать и плавать рассматривается в обществе как символ разностороннего развития человека. Что же такое физическая культура на самом деле? Латинское слово «культура» означает возделывание. Культура всегда есть сознательная работа духа над собственным совершенствованием и над упорядочением всего, что окружает человека. Физическое воспитание неотъемлемо от интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.
К сожалению, среди учеников и их родителей наблюдается невнимательное отношение к физической культуре, которую порой несколько пренебрежительно называют «физ-ра». Это одно из проявлений односторонности, когда в предмете «физическая культура» рассматривается только необходимость развития физических качеств человека и не более. Физическая культура представляет собой оригинальный жанр школьного существования, ни с каким другим предметом не сравнимый.

Подготовила
Ольга НЕЧАЕВА
Фото Владимира ДУДИНА

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here