Миражи депутатского рая

409
Владимир Цихлер

Владимир Цихлер, директор Смоленского лицея профессионального образования, старожил в районном депутатском корпусе. Его служение на этом поприще взяло старт в 2000 году. Владимиру Александровичу есть что сказать, о чём порассуждать и с чем сравнить. Об этом наш с ним разговор.

— Как созрел и стал депутатом? Когда образовательное учреждение перебазировалось сюда, на место управления сельского хозяйства и конторы птицефабрики, население стало с опаской смотреть на нас, мол, ПТУ, будут лазить по садам и огородам, творить, что попало. Поскольку я родился и жил в этом микрорайоне, старушки меня знали, стали ходить к нам в медпункт за помощью: кому давление померить, кому таблетка потребовалась. Времена такие были. Зная всю эту ситуацию, районная администрация подтолкнула меня стать депутатом. Вот и пошёл я на этот округ, как оказалось, на долгие годы. Мои избиратели живут на улицах Луговая, Целинная, Парковая, Юбилейная, Техническая, Сибирская… Правда, при разных главах администрации района менялись округа. У меня были полторы улицы в Линёвском, посёлки Речной и Раздольный, но неизменным оставался округ в райцентре. Раньше, когда особо не считали деньги, ГСМ, наше училище чистило от снега улицы. Сельсовет даже писал список, какие за кем закреплены.

— Вы не один год занимаете место заместителя председателя районного Собрания депутатов?
— Да, это так. Первый созыв был секретарём, второй – председателем постоянной комиссии по бюджету, налоговой и кредитной политике и три – заместителем председателя.

— Бюджетная комиссия, пожалуй, одна из самых сложных?
— Они все сложные. Но когда был председателем постоянной комиссии по бюджету и депутатом первых трёх созывов, в депутатском корпусе было много руководителей предприятий, организаций, то есть хозяйственников, которые знали проблемы, из чего и как формируется бюджет, активно принимали участие во всех комиссиях по бюджету и при формировании бюджета на год. Собирались по этому поводу не единожды, всё ещё раз перепроверяли, вносили предложения. Последние два созыва в Собрании депутатов больше сельской интеллигенции, на сегодня только семь педагогов, остальные — предприниматели, врачи. Больше тех, кто на бюджете. Из руководителей сельхозпредприятий в депутатах только Владимир Николаевич Любимов и Александр Борисович Тимченко. А хозяйственник умеет считать деньги.
Когда вместе собираемся, одни тянут деньги на образование, спорт, другие на медицину, а где их взять, руками разводят. А когда мы ставим вопрос об увеличении арендной платы за землю, начинаются стенания: «О-о-о, надо пощадить нашего товаропроизводителя, они и так тяжело живут!». Получается палка о двух концах: входим в положение одних, при этом теряем в бюджете. Сложности в том, что та часть налогов, которая раньше шла в район, теперь забирает край или федерация. Есть у нас земли краевые, налог с них тоже в район не идёт, и вернуть эти гектары в районную собственность практически невозможно. Депутаты с трудом принимают решения по повышению арендной платы. Один созыв ставку арендной платы вообще не принимали. Поэтому по сравнению с другими районами у нас получился большой разрыв.
Такая же ситуация и с тарифами на тепло в коммунальной сфере. Не буду никого обвинять, но там всё сложно. Реорганизация за реорганизацией проходит, а ситуация не меняется. И вот решают: повысим тариф, и всё пойдёт как по маслу. Но не идёт! Необходимо делать какие-то реконструкции, модернизации, вводить энергосберегающие технологии. А уповают на тарифы… Вовремя их не подняли, потом раз — и резкий скачок. Население начинает жаловаться, обвинять депутатов. Людей можно понять, потому что резкий скачок бьёт по карману, действует на психологическое состояние. При этом в коммунальной сфере ничего не меняется. Раньше коммунальным хозяйствам под гарантию районного бюджета давали кредиты, сейчас эта форма себя изжила. Какой выход? Его ищут, но найти не могут.

— Что может депутат?
— На сегодняшний день депутат ничего не решает. Он только исполняет законотворческую деятельность в соответствии с законами федеральными, региональными и какими-то локальными актами муниципалитетов.
К депутатам обращаются по личным вопросам, считают, что депутат должен заниматься благоустройством. Срубили где-то деревья, остались сучья и ветки, кто должен убирать? К районному депутату идут. В первую очередь есть сельская власть и местные депутаты. Я вспоминаю хороший пример. Когда в 2009 году проходила у нас краевая летняя олимпиада. Тогда еженедельно, а то и ежедневно на стадионе проходила планёрка под эгидой главы района и председателя районного Собрания депутатов. Приглашали всех руководителей предприятий и организаций, депутатов районного и сельского уровней. Говорили много о благоустройстве улиц, обозначали проблемные участки. Была проделана колоссальная работа. Мы ходили по улицам, беседовали с людьми, делали замечания. После одного, двух, а то и трёх визитов картина менялась. Люди реагировали: где-то выпиливали деревья, где-то подправляли заборы, убирали мусор от дворов. Сейчас нет такой работы. Кто-то считает, что депутаты должны чистить кладбища. Года три назад у нас была такая инициатива. Депутаты районного Собрания депутатов под эгидой сельской власти этим занимались: убирали свалку на кладбище, чистили брошенные могилы.

— Владимир Александрович, столько лет в депутатах, наверное, знаете все болевые точки в селе, районе?
— Как не знать, знаю. Болевые точки – несанкционированные свалки, которые буквально душат всех. Для примера возьму конец улицы Целинной. Там есть лог, который весной топит талыми водами. Вся окраина улиц Целинной, Луговой валит туда мусор. Стоит на углу табличка — «Свалка мусора запрещена, штраф 5000 рублей». Не знаю, сколько сменилось глав Смоленского сельсовета, а картина не меняется. Спрашиваю, сколько человек оштрафовали. Как выясняется, ни одного. Этот участок традиционно был наш, закреплён за лицеем, мы его вырубали, выжигали, чистили. Один раз, помню, два самосвала мусора вывезли. Работал раньше активно молодёжный совет, организовывал часто всевозможные акции, с благодарностью вспоминаем специалиста по молодёжи Наталью Васильевну Попову. Сейчас там ничего не убирается, всё завалено мусором, пакетами. За хлебозаводом такая же картина. Единственное, что там сделала власть, не буду переходить на личности, перекопали путь трактором, чтобы не возили мусор на машинах. Так его теперь сваливают перед канавой. В ужасном состоянии поворот улицы Технической. Здесь пакеты с мусором из машин прямо на ходу выбрасывают. Что в таком случае можно сделать? Не знаю. Возле каждого поворота, каждого увала, канавы депутата или работника сельской администрации не поставишь. Просто надо каждому из нас иметь совесть и беречь те места, где живём.
Болевая точка – брошенные дворы, огороды, бесхозные учреждения. Они зарастают бурьяном, а это грозит бедой: бросит кто-нибудь непогашенную спичку или окурок, вот тебе и пожар. Люди, живущие при таком соседстве, жалуются, говорят, куда смотрят депутаты. А никуда депутаты не смотрят! Нам что, брать литовки и идти косить чей-то двор или огород?.. Мы по закону не имеем права туда заходить. Болевых точек много. Какие можно решить, решаем.

— Владимир Александрович, сегодня, что Вас больше всего беспокоит?
— Что депутатов сейчас выбирают не по деловым качествам, не по убеждениям, а чтобы он выдвинулся и прошёл именно от лидирующей партии. И часто, пройдя в законодательный орган, такие люди просто отсиживают время. Раньше в Собрании депутатов были представлены люди из разных слоёв населения и из разных структур, теперь картина несколько изменилась. Может быть, поэтому нет в работе огонька. Сколько бы депутаты ни дебатировали, чего бы они ни хотели, политика делает своё дело. Мы исходим из реалий.

От автора:
Ключевая задача депутата – представлять интересы своих избирателей в органах власти и регулировать взаимодействие между разными группами интересов, в том числе между гражданами и властью. Депутат – это посредник, который помогает решать те или иные вопросы, опираясь на закон.
Смело можно сказать, что депутат районного уровня – самый приближённый к народу представитель власти.
Он живёт где-то рядом, часто встречается со своими избирателями. К нему не надо записываться на приём, можно просто подойти на улице. Ведь люди как думают: «Мы тебя избрали, будь добр, решай все насущные «вопросы». Районному депутату даже не нужно отчитываться о своей работе, всё и так видно!

Справка
В районном Собрании депутатов двое депутатов в возрасте до 30 лет, восемь — от 30 до 50 лет, пятеро — от 50 до 60 лет и четверо — от 60 лет и выше.

Подготовила
Татьяна АТКИНА.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here