Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
По справочной книге Томской епархии за 1910 год при Точилинском приходе стояла церковь деревянная, однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1904 году. Земли при ней пахотной и сенокосной 49 десятин. В селе жили прихожане, все православные, из российских переселенцев. Много переселенцев из России в селе Точильном появилось в 1880-е годы. У богатого новосёла Кучина была хорошая молотилка, «за которую Кучин заплатил 300 рублей, пользуется сам, да и другим ссужает», — писал знаменитый путешественник С.Л. Чудновский в книге «Переселенческое дело на Алтае».
Церковь была построена переселенцами на жертвенные деньги. Потрачено было 8000 рублей. Старая церковь, находившаяся за две версты от новой, оставалась стоять какое-то время. Псаломщик жил у старой церкви, так как крестьяне причтовый дом, в котором он жил, никак не переносили на новое место, оставили без внимания.
Церковь усердно посещалась. Но ругу* не платили. Такое небрежное отношение прихожан к нуждам причта** священник объяснял тем, что бывший член Первой Государственной Думы местный крестьянин Михей Овчинников убедил своих односельчан в выходе в скором времени нового закона, по которому все причты церковные должны жить в собственных домах и не получать руги от прихожан.
Пьянство среди крестьян было сильно развито. Об этом свидетельствовал следующий случай: на третий день Пасхи в 1908 году казённая винная лавка была открыта на три часа и за этот промежуток успела выручить 300 рублей. В былое время подвыпившие крестьяне вели между собой кулачные бои до кровопролития и увечья. Местный священник неоднократно выходил с крестом на бои, и они постепенно прекращались. Было здесь и конокрадство, но после того, как главный конокрад был убит ночью в собственном доме выстрелом в окно, оно прекратилось. Кружок недобрых людей собирался у Михея Овчинникова, который много лет был в селе церковным старостой.
Когда была построена первая церковь в этом селе, неизвестно, но в 1880 году она здесь уже была.
Священники и псаломщики
В 1899 году село Точильное считалось православным селом, но жило в нём и 1798 раскольников. Православных — 1791 человек. С 19 мая 1889 года определён сначала псаломщиком, рукоположен в дьяконы 6 февраля 1894 года, а с 13 октября 1896 года священником при Точилинском приходе Иван Андреевич Прибытков. Он окончил два класса Томской духовной семинарии.
Кроме этого, священник Иван Прибытков в январе 1899 года был утверждён в должности духовника для Точилинской, Новотырышкинской и Верх-Каменской церквей. Имел награды: набедренник и скуфию. Служил здесь до 1912 года, когда был переведён в село Смоленское. На его место в Точильное прибыл священник Евгений Захваткин, но отслужил всего год и был переведён в село Рождественское. С ним служил псаломщиком Тихон Подскребаев, но скоро и он был уволен за штат по своему прошению.
В 1910 году состав прихода села Точильного: прихожан 2131 душа обоего пола. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: при готовых домах. Жалование — от прихожан 500 рублей, руга — 500 (последняя не уплачивалась уже 3 года). Псаломщик Протоген Иванович Гирсамов 57-ми лет, окончивший курс Томского духовного училища, состоял в должности псаломщика с 1873 по 1909 год и вышел за штат. Вновь определён псаломщиком 9 августа 1910 года.
С 1 ноября 1912 года священником был определён Алексей Владимирович Метелёв 34-х лет. Окончил курс в Бийском катехизаторском училище. Рукоположен в священники 27 мая 1912 года. Служил Метелёв до 28 сентября 1917 года, когда был перемещён в село Ельцовское.
При нём исправлял должность псаломщика Николай Петрович Белоусов, 24-х лет. Также окончил курс Бийского училища. С 1912 года псаломщиком служил Илларион Дронов (из Оренбургской губернии).
В 1914 году состав прихода: прихожан обоего пола 2704 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: жалование от прихожан 800 рублей, руга от них же 500 пудов и доходы от треб до 400 рублей.
На должности псаломщика служил дьякон Николай Петрович Белоусов. 10 февраля 1917 года он был утверждён счетоводом Точилинского кредитного товарищества (избран 33-мя голосами из 34-х присутствовавших на собрании). Собрание проходило в помещении приходской школы. Но в конце 1917 года Н.П. Белоусов был перемещён в с. Старая Барда (Красногорское).
В 1919 году священником служил Фёдор Иванов. Он также состоял членом Точилинского кредитного товарищества, занимая должность председателя поверочного совета (ревизионной комиссии).
Старосты церкви
Утверждён церковным старостой с 1898 по 1900 годы церкви Покровской с. Точильного крестьянин Роман Антонович Шабалин. С 1900 года старостой церкви села Точильного и по ноябрь 1904 года (два трёхлетия подряд) служил Роман Шарабарин. В декабре 1904 года церковным старостой был утверждён крестьянин Михей Иванович Овчинников. После него в 1908 году — крестьянин Михаил Мартынович Борщёв. В 1913 году избран на трёхлетний срок крестьянин Иван Ефимович Ануфриев, снова переизбран на второй срок в 1916 году.
Церковно-приходская школа и школа грамоты
Церковно-приходские школы — это начальные школы при церковных приходах. Появились они в России после школьной реформы 1804 года и находились в ведении Синода. Ранее такие учебные заведения назывались приходскими училищами. Обучение в церковно-приходских школах осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие, преимущественно, церковно-учительские школы и епархиальные училища.
Высочайшим повелением от 13 июня 1864 года были изданы «Правила о церковно-приходских школах», и они переданы церкви. Открывались школы и на средства сельских обществ.
Так, в 1891 году в селе Точильном было открыто сразу две школы. Одна — школа грамоты, учитель В.А. Колотаев (в 1905 году призван на военную службу), и одноклассная церковно-приходская школа, помещение которое принадлежало деревне, общество выделяло сторожа и дрова для отопления. Крестьяне ещё мало понимали пользу грамотности, поэтому священникам приходилось убеждать и просить каждого родителя, чтобы они отдали своего сына или дочь в школу. При церкви была библиотека. Ревностно относился к школе законоучитель Иван Андреевич Прибытков.
Учителем при церковно-приходской школе в 1910 году служил Ф.И. Ермолаев. Он имел свидетельство на это звание. Получал жалование 240 рублей. Учеников было 96 человек. К учителю начальной школы предъявлялись высокие требования. Тот, кто хотел стать учителем, кроме знания русского языка, счёта, истории и многих других предметов, должен был проявить знания и по предмету «Закон Божий». И в той и другой школе он преподавался. В церковно-приходскую школу принимали детей от 8 лет.
В 1912 году ко дню Пасхи Тимофею Пупышеву, учителю Точилинской церковно-приходской школы, была выражена признательность Учебного Совета Епархии за заслуги по церковно-школьному делу, с выдачей в том удостоверения.
Один раз в год все без исключения школы Бийского уезда обязательно посещал уездный наблюдатель.
Михей Иванович Овчинников
Об этом человеке есть что рассказать. Осенью 1917 года общественную жизнь Алтайской губернии захлестнула политическая борьба – началась подготовка к выборам в Учредительное Собрание России. Политические партии Алтая вышли с семью списками. В каждый список входили лидеры кооперации, вошедшие в политику. В числе членов партии Народной Свободы числился кандидатом Овчинников Михей Иванович (второй раз), крестьянин из села Точильного Смоленской волости. Состоял в списке №5. Всего в этом списке было 12 человек. В Бийске и Бийском уезде, куда входила Смоленская волость, выборы шли вовсю и закончились гораздо раньше остальных уездов губернии (до 18 ноября, а губерния закончила 28 ноября). Здесь большую роль сыграли культурно-просветительские общества. Они проводили чтения брошюр, устраивали собеседование по вопросам текущего момента. Больше всего внимание уделялось чтению программ всех партий. Михей Иванович Овчинников снова прошёл в Учредительное собрание.
Имя Михея Овчинникова можно найти в Википедии, где сказано: занимался земледелием (хлебопашеством). Служил кандидатом волостного старшины (заместителем), волостным старшиной, церковным старостой и псаломщиком. Также длительное время был доверенным по общественным питейным заведениям (до 1914 года, когда был объявлен сухой закон).
Бабий бунт
В 1917 году, несмотря на революционные события, по-прежнему по воскресеньям и большим праздникам в церквях справлялась церковная служба, собирались приношения и подаяния. Но доходы храмов стали намного скуднее. Жизнь деревни, казалось, текла своим чередом. Каждый занимался своим делом. Всё как будто так же, да не так…
Об одном случае, произошедшем в селе Точильном, написала газета «Алтай» от 30 ноября 1917 года (№263). Вот как было дело. В селе Точильном между местным священником и прихожанами «вышло неудовольствие». Собрался сельский сход, который предложил священнику уйти из села на другой приход. Результатом этих переговоров явился перевод священника в село Ельцовку, а точилинские крестьяне пригласили нового священника – дьякона из села Смоленского. Бывший батюшка (Метелёв) уже собрался переезжать в Ельцовку, но тут несколько женщин ударились в слёзы, жалея батюшку, к которому привыкли. Думали, судили-рядили точилинские гражданки и порешили: теперь и они являются такими же равноправными членами общества, как и мужчины, потому постановили собрать новый сход и обсудить вопрос об оставлении батюшки на старом месте. Несколько более энергичных женщин взяли на себя обязанности сотских и десятских и пошли созывать деревенских баб на сход.
Собралось 180 женщин, которые и предложили сельскому старосте послать за батюшкой. Староста отказался исполнить требование женщин, и тогда его просто выпроводили из сборни. Хотел, было, удалиться и сельский писарь, но женщины окружили его и заставили писать приговор об оставлении батюшки в селе Точильном. Приговор этот был передан потом священнику. Но так как приговор женщин не был заверен старостой, то не был утверждён и волостью.
«Как обстоит дело с перемещением — сейчас неизвестно, но склока между точилинскими мужиками и бабами идёт до сих пор. Есть немало семей, где бабы с мужиками, что называется, на ножах», — писала газета «Алтай».
В декабре 1917 года место священника в селе Точильном было свободно. Последним священником села Точильного, о ком сохранились сведения, был Михаил Алексеевич Хмылёв 1879 года рождения, служивший в 1931 году.
25 апреля 1931 года он был арестован и осуждён особой тройкой ОГПУ по ст. 58-11 УК к 5 годам лишения свободы. Освобождён в1933 году с одновременной высылкой на оставшийся срок. Реабилитирован только в 1989 году.
К 1939 году в крае перестали действовать почти все православные храмы и монастыри. Руководству СССР в значительной степени удалось создать видимость «рождения безбожного государства». На деле же всё обстояло иначе. Перепись 1937 года показала, что более половины населения страны (Алтай в этом плане не составил исключения) продолжало оставаться верующим.
*Руга — (плата) – в Российском государстве IX–XV, выдаваемое хлебом или деньгами.
**Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма). Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Ангелина СИТНОВА,
краевед.
Рисунок из свободных источников Интернета.
Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.