История церкви села Точильного

1846
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
По справочной книге Томской епархии за 1910 год при Точилинском приходе стояла церковь деревянная, однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1904 году. Земли при ней пахотной и сенокосной 49 десятин. В селе жили прихожане, все православные, из российских переселенцев. Много переселенцев из России в селе Точильном появилось в 1880-е годы. У богатого новосёла Кучина была хорошая молотилка, «за которую Кучин заплатил 300 рублей, пользуется сам, да и другим ссужает», — писал знаменитый путешественник С.Л. Чудновский в книге «Переселенческое дело на Алтае».

Церковь была построена переселенцами на жертвенные деньги. Потрачено было 8000 рублей. Старая церковь, находившаяся за две версты от новой, оставалась стоять какое-то время. Псаломщик жил у старой церкви, так как крестьяне причтовый дом, в котором он жил, никак не переносили на новое место, оставили без внимания.

Церковь усердно посещалась. Но ругу* не платили. Такое небрежное отношение прихожан к нуждам причта** священник объяснял тем, что бывший член Первой Государственной Думы местный крестьянин Михей Овчинников убедил своих односельчан в выходе в скором времени нового закона, по которому все причты церковные должны жить в собственных домах и не получать руги от прихожан.

Пьянство среди крестьян было сильно развито. Об этом свидетельствовал следующий случай: на третий день Пасхи в 1908 году казённая винная лавка была открыта на три часа и за этот промежуток успела выручить 300 рублей. В былое время подвыпившие крестьяне вели между собой кулачные бои до кровопролития и увечья. Местный священник неоднократно выходил с крестом на бои, и они постепенно прекращались. Было здесь и конокрадство, но после того, как главный конокрад был убит ночью в собственном доме выстрелом в окно, оно прекратилось. Кружок недобрых людей собирался у Михея Овчинникова, который много лет был в селе церковным старостой.

Когда была построена первая церковь в этом селе, неизвестно, но в 1880 году она здесь уже была.

Священники и псаломщики
В 1899 году село Точильное считалось православным селом, но жило в нём и 1798 раскольников. Православных — 1791 человек. С 19 мая 1889 года определён сначала псаломщиком, рукоположен в дьяконы 6 февраля 1894 года, а с 13 октября 1896 года священником при Точилинском приходе Иван Андреевич Прибытков. Он окончил два класса Томской духовной семинарии.

Кроме этого, священник Иван Прибытков в январе 1899 года был утверждён в должности духовника для Точилинской, Новотырышкинской и Верх-Каменской церквей. Имел награды: набедренник и скуфию. Служил здесь до 1912 года, когда был переведён в село Смоленское. На его место в Точильное прибыл священник Евгений Захваткин, но отслужил всего год и был переведён в село Рождественское. С ним служил псаломщиком Тихон Подскребаев, но скоро и он был уволен за штат по своему прошению.

В 1910 году состав прихода села Точильного: прихожан 2131 душа обоего пола. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: при готовых домах. Жалование — от прихожан 500 рублей, руга — 500 (последняя не уплачивалась уже 3 года). Псаломщик Протоген Иванович Гирсамов 57-ми лет, окончивший курс Томского духовного училища, состоял в должности псаломщика с 1873 по 1909 год и вышел за штат. Вновь определён псаломщиком 9 августа 1910 года.

С 1 ноября 1912 года священником был определён Алексей Владимирович Метелёв 34-х лет. Окончил курс в Бийском катехизаторском училище. Рукоположен в священники 27 мая 1912 года. Служил Метелёв до 28 сентября 1917 года, когда был перемещён в село Ельцовское.

При нём исправлял должность псаломщика Николай Петрович Белоусов, 24-х лет. Также окончил курс Бийского училища. С 1912 года псаломщиком служил Илларион Дронов (из Оренбургской губернии).

В 1914 году состав прихода: прихожан обоего пола 2704 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: жалование от прихожан 800 рублей, руга от них же 500 пудов и доходы от треб до 400 рублей.

На должности псаломщика служил дьякон Николай Петрович Белоусов. 10 февраля 1917 года он был утверждён счетоводом Точилинского кредитного товарищества (избран 33-мя голосами из 34-х присутствовавших на собрании). Собрание проходило в помещении приходской школы. Но в конце 1917 года Н.П. Белоусов был перемещён в с. Старая Барда (Красногорское).

В 1919 году священником служил Фёдор Иванов. Он также состоял членом Точилинского кредитного товарищества, занимая должность председателя поверочного совета (ревизионной комиссии).

Старосты церкви
Утверждён церковным старостой с 1898 по 1900 годы церкви Покровской с. Точильного крестьянин Роман Антонович Шабалин. С 1900 года старостой церкви села Точильного и по ноябрь 1904 года (два трёхлетия подряд) служил Роман Шарабарин. В декабре 1904 года церковным старостой был утверждён крестьянин Михей Иванович Овчинников. После него в 1908 году — крестьянин Михаил Мартынович Борщёв. В 1913 году избран на трёхлетний срок крестьянин Иван Ефимович Ануфриев, снова переизбран на второй срок в 1916 году.

Церковно-приходская школа и школа грамоты
Церковно-приходские школы — это начальные школы при церковных приходах. Появились они в России после школьной реформы 1804 года и находились в ведении Синода. Ранее такие учебные заведения назывались приходскими училищами. Обучение в церковно-приходских школах осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие, преимущественно, церковно-учительские школы и епархиальные училища.

Высочайшим повелением от 13 июня 1864 года были изданы «Правила о церковно-приходских школах», и они переданы церкви. Открывались школы и на средства сельских обществ.

Так, в 1891 году в селе Точильном было открыто сразу две школы. Одна — школа грамоты, учитель В.А. Колотаев (в 1905 году призван на военную службу), и одноклассная церковно-приходская школа, помещение которое принадлежало деревне, общество выделяло сторожа и дрова для отопления. Крестьяне ещё мало понимали пользу грамотности, поэтому священникам приходилось убеждать и просить каждого родителя, чтобы они отдали своего сына или дочь в школу. При церкви была библиотека. Ревностно относился к школе законоучитель Иван Андреевич Прибытков.

Учителем при церковно-приходской школе в 1910 году служил Ф.И. Ермолаев. Он имел свидетельство на это звание. Получал жалование 240 рублей. Учеников было 96 человек. К учителю начальной школы предъявлялись высокие требования. Тот, кто хотел стать учителем, кроме знания русского языка, счёта, истории и многих других предметов, должен был проявить знания и по предмету «Закон Божий». И в той и другой школе он преподавался. В церковно-приходскую школу принимали детей от 8 лет.

В 1912 году ко дню Пасхи Тимофею Пупышеву, учителю Точилинской церковно-приходской школы, была выражена признательность Учебного Совета Епархии за заслуги по церковно-школьному делу, с выдачей в том удостоверения.

Один раз в год все без исключения школы Бийского уезда обязательно посещал уездный наблюдатель.

Михей Иванович Овчинников
Об этом человеке есть что рассказать. Осенью 1917 года общественную жизнь Алтайской губернии захлестнула политическая борьба – началась подготовка к выборам в Учредительное Собрание России. Политические партии Алтая вышли с семью списками. В каждый список входили лидеры кооперации, вошедшие в политику. В числе членов партии Народной Свободы числился кандидатом Овчинников Михей Иванович (второй раз), крестьянин из села Точильного Смоленской волости. Состоял в списке №5. Всего в этом списке было 12 человек. В Бийске и Бийском уезде, куда входила Смоленская волость, выборы шли вовсю и закончились гораздо раньше остальных уездов губернии (до 18 ноября, а губерния закончила 28 ноября). Здесь большую роль сыграли культурно-просветительские общества. Они проводили чтения брошюр, устраивали собеседование по вопросам текущего момента. Больше всего внимание уделялось чтению программ всех партий. Михей Иванович Овчинников снова прошёл в Учредительное собрание.

Имя Михея Овчинникова можно найти в Википедии, где сказано: занимался земледелием (хлебопашеством). Служил кандидатом волостного старшины (заместителем), волостным старшиной, церковным старостой и псаломщиком. Также длительное время был доверенным по общественным питейным заведениям (до 1914 года, когда был объявлен сухой закон).

Бабий бунт
В 1917 году, несмотря на революционные события, по-прежнему по воскресеньям и большим праздникам в церквях справлялась церковная служба, собирались приношения и подаяния. Но доходы храмов стали намного скуднее. Жизнь деревни, казалось, текла своим чередом. Каждый занимался своим делом. Всё как будто так же, да не так…

Об одном случае, произошедшем в селе Точильном, написала газета «Алтай» от 30 ноября 1917 года (№263). Вот как было дело. В селе Точильном между местным священником и прихожанами «вышло неудовольствие». Собрался сельский сход, который предложил священнику уйти из села на другой приход. Результатом этих переговоров явился перевод священника в село Ельцовку, а точилинские крестьяне пригласили нового священника – дьякона из села Смоленского. Бывший батюшка (Метелёв) уже собрался переезжать в Ельцовку, но тут несколько женщин ударились в слёзы, жалея батюшку, к которому привыкли. Думали, судили-рядили точилинские гражданки и порешили: теперь и они являются такими же равноправными членами общества, как и мужчины, потому постановили собрать новый сход и обсудить вопрос об оставлении батюшки на старом месте. Несколько более энергичных женщин взяли на себя обязанности сотских и десятских и пошли созывать деревенских баб на сход.

Собралось 180 женщин, которые и предложили сельскому старосте послать за батюшкой. Староста отказался исполнить требование женщин, и тогда его просто выпроводили из сборни. Хотел, было, удалиться и сельский писарь, но женщины окружили его и заставили писать приговор об оставлении батюшки в селе Точильном. Приговор этот был передан потом священнику. Но так как приговор женщин не был заверен старостой, то не был утверждён и волостью.

«Как обстоит дело с перемещением — сейчас неизвестно, но склока между точилинскими мужиками и бабами идёт до сих пор. Есть немало семей, где бабы с мужиками, что называется, на ножах», — писала газета «Алтай».

В декабре 1917 года место священника в селе Точильном было свободно. Последним священником села Точильного, о ком сохранились сведения, был Михаил Алексеевич Хмылёв 1879 года рождения, служивший в 1931 году.

25 апреля 1931 года он был арестован и осуждён особой тройкой ОГПУ по ст. 58-11 УК к 5 годам лишения свободы. Освобождён в1933 году с одновременной высылкой на оставшийся срок. Реабилитирован только в 1989 году.

К 1939 году в крае перестали действовать почти все православные храмы и монастыри. Руководству СССР в значительной степени удалось создать видимость «рождения безбожного государства». На деле же всё обстояло иначе. Перепись 1937 года показала, что более половины населения страны (Алтай в этом плане не составил исключения) продолжало оставаться верующим.

*Руга — (плата) – в Российском государстве IX–XV, выдаваемое хлебом или деньгами.
**Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма). Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.

Ангелина СИТНОВА,
краевед.
Рисунок из свободных источников Интернета.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here