Стояли церкви на селе…

851

Николаевская церковь села Катунского
В этом месяце Барнаульской епархии исполняется 25 лет. В столице Алтайского края соберутся более десяти архиереев, пройдёт служба под открытым небом на месте разрушенного Петропавловского собора (ныне площадь Свободы), а также другие мероприятия.
В честь знаменательной даты публикуем материал А.М. Ситновой, известного краеведа, о церквях в сёлах Катунском и Песчаном.

Как свидетельствуют факты, церкви в Сибири в подавляющем большинстве строились по инициативе жителей. В XVIII веке правительством были законодательно установлены правила, соблюдение которых требовалось при строительстве храмов.
Епархиальные власти должны были через духовных лиц и полицию сначала выяснить, удобно ли место, на котором предполагается воздвигнуть церковь, прихожане каких существующих церквей будут её посещать. Следовало установить, все ли будущие прихожане желают, чтобы появилась новая церковь, и по каким причинам: из-за тесноты в существующей церкви, отдалённости её от места жительства или из-за затруднительности доступа к ней. Их показания обязательно проверялись.
Кроме того, надлежало установить, достаточно ли этих жителей для составления нового прихода, сколько прихожан останется при существующей церкви, будет ли обеспечено содержание причта новой церкви, не возражает ли гражданское начальство против строительства церкви. Прихожанам предлагалось построить дома для причта (священнику и дьякону).
Строительство церквей велось на средства жителей. У многих артелей (охотников, рыболовов) был обычай выделять долю добычи на строительство или обустройство церквей. Лес для строительства церкви выделялся из казённых дач.

Молитвенный дом и закладка церкви в селе Катунском
До 1887 года в селе Катунском была деревянная Николаевская церковь, но она сгорела. Одним из первых церковных старост, о ком сохранились сведения в Томских Епархиальных ведомостях, в д. Катунской в 1887 году был бийский мещанин Виссарион Вигорев.
Церковным старостой к молитвенному дому в д. Катунской на первое трёхлетие утверждён был 6 октября 1888 года крестьянин Анисим Попов.
1 августа 1889 года крестьянское общество д. Катунской получило разрешение на строительство новой деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. До этого времени был молитвенный дом, который считался очень вместительным и относился к приходу Одигитриевской церкви села Смоленского, где с 1895 по 1898 годы шло строительство большой каменной церкви. Строительство церквей из-за нехватки средств велось медленно, с перерывами.
По справочной книге Томской епархии за 1910 год при Катунском приходе была церковь деревянная однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Построена она в 1895 году. Приписана в Смоленскому благочинию №25. Земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин, лесной надел — 6,44 десятины. Село владело 14 316 десятинами общинной земли, был один хлебозапасный магазин, кожевенный завод, две водяных мельницы, три мелочных лавки.
В деревне Иконниково имелся молитвенный дом, приписной к церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенный в 1904 году.

Присяга и старосты
12 июня 1890 года Император подписал инструкцию церковным старостам и форму присяги для них (до этого существовала инструкция от 14 апреля 1808 года).
ФОРМА ПРИСЯГИ:
«Я, нижепоименованный, обещаюсь пред святым Евангелием и животворящим крестом Господним исполнять обязанности старосты церкви по инструкции, мне данной, ревностно, честно, но со страхом Божьим, во благо святой церкви и для спасения моей души, памятуя, что о сём должен буду дать ответ пред законом и Господом Богом на страшном суде его. Во уверение же сего моего обещания целую слова и крест Спасителя моего. АМИНЬ».
В 1892 году церковным старостой села Катунского был избран Максим Агеевич Пастухов. Через четыре года, 14 марта 1896 года, старостой при Николаевской церкви на первое трёхлетие утверждён был крестьянин Илья Лобанов. Его сменил в 1900 году на первое трёхлетие крестьянин Фёдор Андреевич Гуляев. После него, в 1903 году, на второе трёхлетие опять заступил Илья Лобанов, но по какой-то причине прослужил всего год, и в 1904 году старостой церкви на первое трёхлетие стал Степан Федосеев.
10 июля 1908 года в должности старосты на первое трёхлетие был утверждён крестьянин Григорий Петрович Бурчаников.

Епископ Томский и Барнаульский Макарий

Летняя поездка епископа Макария по округу
2 июля 1903 года по Бийскому округу в ежегодную летнюю поездку отправился Епископ Томский и Барнаульский Макарий.
Макарий выехал из Бийска в двух экипажах по направлению предгорий. Первое село — Катунское, когда-то сплошь населённое раскольниками. Чтобы попасть в село, нужно было из Бийска совершить две переправы на дощатых паромах через реки Бию и Катунь. Время с переправами затягивалось (перепряжка лошадей и другие препятствия), и в селе Катунском Макарий заночевал.
Прихожан в деревне насчитывалось 1350 душ, из них говело 890 человек, т.е. те, которые постились и ходили в церковь, готовясь к исповеди и причастию. Владыку встретили пением хора учащиеся местной церковно-приходской школы. После встречи Владыка беседовал с присутствовавшими в храме прихожанами.
Пользуясь приездом Епископа, жители с. Катунского сообщили ему, что готовы открыть в селе самостоятельный приход с причтом* в составе священника и псаломщика, которым положили жалование от себя 500 рублей и руги* 475 пудов. Священнику уже построили приличный дом с надворными постройками, псаломщику обещана была частная квартира. Самостоятельный приход церковь получила в 1905 году под номером 22.

Вторая и третья поездка Макария
21 июня 1904 года Епископ Макарий вновь отправился в поездку. Из Барнаула в Бийск он приехал на пароходе «Товарищ». 28 июня Владыка из Бийска выехал на лошадях в Змеиногорск. По пути посетил сёла Катунское, Старо-Тырышкино, Верх-Ануйское, Паутово и др.
С 10 июля 1905 года Макарий совершил третью поездку по епархии по р. Оби на пароходе «Россия». Это большой двухпалубный пароход 3-го класса, пассажиров на нём было много. В Бийске Макарий пробыл несколько дней и 24 июля на двух экипажах продолжил своё путешествие.
Первое село на его пути — Катунское. Опять ему пришлось ночевать здесь. Нередко Епископу предстояло перебираться по самым тряским, неезженным сельским дорогам. Происходили невольные остановки и задержки. Так и в этот раз. Макарий вернулся в Томск 12 августа 1905 года. Его путешествие длилось более месяца.
27 ноября 1912 года Макарий был назначен Митрополитом Московским и Коломенским. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. А в Бийске на Архиерейском подворье несколько лет назад ему был установлен памятник.

Священник Василий Благонадеждин
Епископ Бийский Иннокентий в 1907 году также совершил летнюю поездку для обозрения церквей благочиния №25. Сообщили об этом Томские епархиальные ведомости в №20 от 15 октября 1907 года.
17 мая 1907 года в половине седьмого утра на двух троичных экипажах при свите двух дьяконов и одного келейника (слуга при должностном лице монашеского звания) Епископ Бийский Иннокентий въехал в Катунское и направился в церковь, где его встретил стройный хор. Потом уже все пошли в квартиру отца настоятеля храма, где просмотрели церковные документы.
Священником служил Василий Фёдорович Благонадеждин. Он окончил курс в городском училище. Определён псаломщиком 28 ноября 1880 года. Рукоположен во дьякона 21 декабря 1897 года и во священника 25 сентября 1901 года. В селе Катунском — с 1903 года. Состав прихода: с. Катунское и деревня Иконниково. Прихожан 1646 душ.
Жить причту в Катунском можно было, но священник о. Василий Фёдорович Благонадеждин, 1841 года, стремится к переходу на другое место. Он пожаловался Епископу на скудость средств, а также на грубость, пьянство и сутяжничество своих прихожан, под влиянием странствующих агитаторов отказывавшихся от уплаты причту руги и ремонта причтовых помещений, а отчасти и содержания церкви.
Ему был дан совет «не спешить с переходом на новое место, где могут быть свои неприятности, на прихожан же действовать словом увещевания и вразумления в духе кротости, каковым путём многие из священников достигли благих результатов в своей пастырской деятельности».
Видимо, священник внял советам и продолжил служить при церкви села Катунского. В 1908 году Епископ Макарий ко дню Пасхи наградил его набедренником. К 1911 году церковь в селе Катунском сильно обеднела, и священнику было увеличено жалование на 200 рублей.
В июне-июле 1913 года место священника села Катунского освободилось. Василий Благонадеждин, согласно прошению, был перемещён на место священника в с. Ново-Смоленку. На его место 15 августа 1913 года был перемещён из с. Колыванского (по прошению) священник Григорий Дмитриевич Латкин, 36-ти лет. Ранее он окончил класс в Вологодской духовной семинарии. Рукоположен во священника 17 августа 1897 года. Награждён скуфьею в 1908 году.
А 1 марта 1914 года Василий Благонадеждин по личному прошению был снова перемещён, теперь уже в село Песчаное. К Пасхе 1916 года он был награждён скуфьею.
В 1914 году в селе Катунском числилось прихожан обоего пола 2861 душа.

Школа грамоты
Епископ Макарий, вступив в должность в 1891 году, первым делом издал определение, которое предписывало церковным причтам Томской Епархии открывать церковные школы грамоты. Такая школа грамоты в селе Катунском была открыта в 1905 году (до этого была церковно-приходская школа). Было положено жалование учителю 189 рублей. В церковной библиотеке было 100 книг и журналов. Церковно-приходское попечительство существовало с 1909 года.
Школа грамоты в селе Катунском помещалась в церковной сторожке. В ней в 1905 году обучалось 40 мальчиков и 9 девочек. Учитель – Михаил Филиппович Хитров (он же псаломщик), не окончивший курса Бийского катехизаторского училища. Состоял учителем церковно — приходской школы 5 лет. Определён псаломщиком при этой церкви с 12 февраля 1904 года. Состоял на военной службе с 1 января по 1 августа 1905 года. Был он малоопытен, к тому же страдал глухотой, хотя это не мешало ему преподавать церковное пение (в 1913 году ещё служил).
Каждое утро в школу приходил священник. Занятия начинались с утренней молитвы. Было всего 4 класса. Учили Закон Божий, 4 действия арифметики, писали «письмо под диктовку». После окончания школы учащиеся сдавали экзамен. В школе была строгая дисциплина, за её нарушение учащихся ставили в угол на колени. По воскресеньям — обязательно посещение церкви. Не всё, конечно, было отрицательным в старой школе, дети знали наизусть много стихов Никитина, Сурикова, Плещеева и др. поэтов. Довольно хорошо решали задачи, много занимались чистописанием.
Учитель вёл классную книгу. После окончания учебного года производились испытания всех учеников. Те, кто сдал удовлетворительно, получали удостоверения о пройденном курсе за подписью приходского священника, попечителя и учителя школы с приложением церковной печати.

Церковь при советской власти
В 1920-1930 годы священником церкви Катунского прихода служил Ломов Иван Андреевич, уроженец Томской губернии, русский, 1882 г.р.
13 февраля 1930 года он был арестован, а 3 января 1931 года осуждён Особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю. Целый год священник находился в Бийской тюрьме. Как и всем невинно осуждённым, ему была предъявлена статья 58-10 УК. Дали 5 лет лишения свободы. Через два года, 1 февраля 1933 года, он был освобождён без права проживания в некоторых местностях СССР на оставшийся срок. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 26 октября 1989 года.
Житель села Смоленского Константин Фёдорович Измайлов, оставивший для нас свои личные дневники, дважды упомянул в них церковь села Катунского.
Так, 21 мая 1927 года он писал: «Утром встал до солнца, вымел из ограды, произвёл порядок в ограде. Потом взялся городить городьбу на задах, изломанную льдом во время разлива реки. Загородил три звена штафетником. Вечером после работы искупался на речушке в первый раз. Сегодня крестный ход с иконами в Катунское – Николушку попёрли всей деревней. Народу много из окрестных сёл, больше всяких собраний. Опять жарко, опять ветер с восточной стороны».
А 14 октября 1936 года К.Ф. Измайлов лично побывал в Катунском и отметил в дневнике: «Катунское. Восемнадцатый день подряд стоит хорошая, сухая погода. С утра и до двух часов проработал в Госбанке. После двух часов уехал на попутной машине в Катунское. Доехал быстро и хорошо! Цель поездки в Катунское — проехать до совхоза В.Обский с проверкой обеспечения всех товаро-материальных ценностей, прокредитованных Госбанком. В Катунском ночую. Завтра утром уеду на В.Обской. Настроение весёлое, здоров, бодр (только немного выпивши).
В течение этого лета в с. Катунском выстроена и уже приступила к занятиям новая школа. В селе шесть колхозов: «Красный маяк», «Прожектор», «Катунь», «Звезда Алтая», «День урожая», «Прибой». Сельпо имеет ларьки по колхозам, есть винная лавка в центре села и лавка «Союззолота». Стоит здесь старая деревянная церковь с изображением на ней Николая Угодника и всеми иконами и крестами. Стоит на середине села».

*Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе).
*Руга — сбор съестных припасов с крестьян священнику, церковному причту.

Троицкая церковь села Песчаного
Село Песчаное — старейшее село района, расположено в 24-х км от села Смоленского на правом берегу реки Песчаной и в трёх километрах от реки Оби.
Деревянная приписная церковь в этом селе во имя Святой Троицы (Троицкая) была построена в 1892 году. Село Песчаное относилось к Старо-Тырышкинской волости, поэтому и церковь к Старо-Тырышкинскому приходу.
14 марта 1896 года церковным старостой этой церкви был утверждён крестьянин Николай Мокроусов на первое трёхлетие. В 1906 году — крестьянин Андрей Сидоров.
С постройкой церкви в селе была открыта и школа грамоты, размещавшаяся в церковной сторожке. В ней в 1903 году обучалось 36 мальчиков и 3 девочки. Учитель — И.У. Полесовщиков, окончил класс Бийского катехизаторского училища, с жалованием 120 рублей.
1901 год — один из самых тяжёлых, какой только помнили старожилы. Зимой заметно было бесснежие и продолжительные сильные морозы. Весна наступила сухая, очень тёплая, затем холодная, что весьма неблагоприятно повлияло на рост трав и хлебов.
В начале мая на траве и кустарниках появились мелкие пепельного цвета бабочки в громадном количестве, а в конце мая-начале июня — мелкие зелёные червячки, пожиравшие хлеба, траву и овощи. Зелёные черви целыми десятинами уничтожали посевы арбузов и других овощей. Наконец, полное отсутствие дождя и массовое появление на лугах и полях мышей уничтожили последние плоды тяжёлых трудов.
С ранней весны в церквях Смоленской и Старо-Тырышкинской волостей и на полях началось усердное служение молебнов. Число молящихся в храмах возросло особенно заметно.
Священником до 1912 года служил при Троицкой церкви Фёдор Текутьев, после него — Тимофей Чешуин. Дьяконами, совмещавшими обязанности псаломщика, — Дмитрий Цыбенко, а с 1912 года отставной казак станицы Чарышской Фёдор Иевлев.
С 15 февраля 1913 года старостой утверждён крестьянин Андрей Поклонов. Учительницей в школе грамоты числилась девица по фамилии Маркова.
С 1 марта 1914 года священником служил Василий Фёдорович Благонадеждин, а Тимофей Чешуин перемещён на его место в село Ново-Смоленку.
Епископ Томский и Алтайский Анатолий, будучи в поездке по Епархии в августе 1916 года, посетил и церковь села Песчаного.
Последним священником, о ком сохранились сведения, в селе Песчаном служил с 20 июля 1917 года Всеволод Орлов. Когда была закрыта церковь в этом селе, сведений не найдено.

О селе Песчаном в дневниках К. Измайлова
В селе Песчаном с давних времен существовала мельница, куда наезжали молоть зерно крестьяне из соседних волостей.
Вот что писал Константин Фёдорович Измайлов в дневнике за 23 июля 1925 года: «Утром дождик. Начинаю столярную работу. Днём еду на мельницу в село Песчаное. Везу 20 пудов пшеницы. Дорогой застал сильный дождь. Всё перемокло. Лошадёнка устала, дорога сделалась грязной. Сегодня же и смолол, не завозно. Домой вернулся вечером. Дождя уже не было. Пшеницы смолол 18 пудовок».
В 1926 году заведующей избой-читальней в селе Песчаном работала младшая сестра Константина Измайлова — Евдокия.
8-9 февраля 1928 года Константин Измайлов снова держал путь в Песчаное. Записал: «После обеда еду на мельницу в село Песчаное (12 вёрст). Везу шесть с половиной мешков пшеницы молоть. Мороз сильный. Приехал поздно, ехал шагом. Воз тяжёлый — 25 пудов. Ночую на мельнице в помольной избушке почти на ногах. Народу полно, негде и посидеть, ни слова о том, чтоб можно было полежать. Спят стоя. Срам, пыль, сор в избушке. Освещение на мельнице электрическое. Смолол без очереди утром. 24 пуда сортовой пшеницы, за работу уплатил 1 пуд 8 фунтов (по 2 рубля с пуда)».
13 октября 1931 года К. Измайлов писал: «Погода ненастная, пасмурно и мелкий дождик весь день. Холодно, дует ветер. Ночи тёмные. Сестра Евдокия уехала в село Песчаное. Командирована райкомом по хлебозаготовкам, льнозаготовкам и вспашке зяби. Эти три боевые задачи стоят перед партией и советской властью в данный момент. Хлебозаготовки по району идут плохо, выполнено всего 12%».
В 1934 году председателем сельсовета в селе Песчаном работал Иван Иванович Фролов. Вот что записал в дневник К. Измайлов 4 февраля 1934 года: «Тоня Кузнецова (учительница, живёт у меня на квартире), сегодня ушла замуж за комсомольца Фролова. Утром уехала с ним в село Песчаное. Он там работает председателем сельсовета. Женились по-современному, без рюмочки винца».
Когда 5 июля 1967 года в Смоленском районном Доме культуры будут открывать музей боевой славы, то в книге отзывов первую запись сделают супруги Антонина Фёдоровна и Иван Иванович Фроловы, свадьбу которых отметил Измайлов.

Учитель и директор школы
С 1934 года и по день ареста, 21 января 1938 года, в селе Песчаном работал директором школы будущий советский писатель Александр Михайлович Демченко. Семь месяцев держали его за тюремными застенками, а ему всего 24 года. 15 августа 1938 года вынесли приговор по ст. 58-2,11 УК РСФСР: 8 лет лишения свободы, с последующим поражением в правах на 3 года.
Началась Отечественная война. Александр Михайлович отбывал свой срок. И отбыл четыре года. 16 апреля 1942 Генеральной прокуратурой СССР дело по обвинению его было прекращено. Сразу после освобождения Александр Михайлович ушёл на фронт. Удостоен был восьми правительственных наград: ордена Красной Звезды и семи медалей. Служил в парашютно-десантных войсках, участвовал в боях на Карельском фронте, затем на 2-м и 3-м Украинском фронтах. Прошёл дорогами Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. После войны вернулся в Смоленский район корреспондентом газеты «Алтайская правда» и некоторое время жил здесь.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here