Позабыты, позаброшены…

357
25 кладбищ находится в Смоленском районе

Дискуссионный клуб

Погост – место вечного упокоения. Печальное место. Конец земного существования любого человека.
Вид вечного пристанища, его состояние зависят от ныне живущих. Именно в их силах навести здесь порядок, чтобы память и уважение к ушедшим из жизни выражались в отношении к их могилам, благоустроенности погостов. Память, как известно, — категория нравственная, но выражается она в конкретных действиях. Одно дело — уход за могилами, а другое – за территорией кладбища. Усилить печаль по ушедшим из жизни родным, друзьям или же хоть чуть-чуть ослабить боль потери может благоустройство кладбища.

ПРОБЛЕМА: неухоженные погосты, отсутствие средств для наведения порядка, нежелание населения участвовать в субботниках.
ПОСЛЕДСТВИЯ: отсутствие должного уважения к памяти своих предков.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Искать выход из положения должны все, несмотря на нехватку финансов, вносить свою лепту в благородное дело по содержанию погостов всем миром: власть, предприниматели, уроженцы сёл. И помощь не обязательно должна быть деньгами.

Неприглядный погост ничего кроме стыда вызвать не может.
О том, какую работу по благоустройству здесь ведут администрации сельсоветов, что ещё можно здесь сделать, а что является препятствием, шёл разговор за заседании дискуссионного клуба, в котором участвовали глава администрации Смоленского сельсовета Сергей Житников, староста села Старотырышкино, заведующая Старотырышкинским центром досуга Ирина Скрипкина, заместитель прокурора Смоленского района Мария Базанова, индивидуальный предприниматель в сфере ритуальных услуг Андрей Неверов.

Разговор начали издалека: как за границей относятся к кладбищам. По мнению побывших там, они ухоженные и прибранные, городские и сельские. Это удивляет. Кстати, могилы там существуют только четверть века. Затем их ровняют с землёй и на этом месте делают другие захоронения. Такой факт несколько шокирует россиян. Всё-таки такое не в наших национальных традициях просто потому, что у нас много земли и нет проблем с расширением погостов. У нас дело в другом: как их содержать в приглядном виде? Ведь чем старше и больше по площади кладбище, тем больше проблем. Андрей Неверов привёл в пример старое село Песчаное, где очень большое кладбище, а население – около 200 человек. А когда-то в нём проживало более двух тысяч. Люди разъехались, а кладбище осталось. И что делать?

На содержание погостов из районного бюджета выделяются средства, которые вместе с полномочиями переходят к сельским администрациям. Принимать или не принимать эти полномочия – дело муниципалитетов. Большинство в районе их приняли, остальные (Верх-Обский сельсовет, Смоленский и Точилинский) отказались.

Если заглянуть на кладбище почти любого села, увидишь одну и ту же картину: заросли травы, сломанные и упавшие деревья, кучи сваленного мусора из старых веток, венков, бытового мусора. Неприглядно. Особенно «яркой» становится эта картина весной, когда сходит снег. Как правило, начинается массовая приборка могил, но ведь есть дорожки между ними, территория около кладбищ, да и внутри появляются настоящие свалки. Администрации пытаются организовать субботники, но, как правило, приходят сами специалисты сельсоветов немногочисленным составом, несколько сельских депутатов и одиночки-активисты. Массовости как не было, так и нет. Да и субботники — одноразовые акции, а здесь нужен постоянный пригляд и уход. За рубежом, кстати, существуют специальные службы, которые ухаживают за местами вечного упокоения.

— Мы бы тоже создали такую службу, — рассказывает глава администрации Смоленского сельсовета Сергей Житников, — но нет на это средств. Нужно содержать рабочих, которые бы постоянно трудились на кладбищах. А те рабочие (их в сельсовете четыре), которые занимаются благоустройством села, загружены, как говорится, под завязку. На содержание же специальной службы требуется 100-120 тысяч рублей. При условии выполнения минимально необходимой работы. О выпиливании деревьев и говорить не приходится: слишком дорого. В сельском бюджете денег на это нет. Из районного бюджета поступает чуть больше десяти тысяч на обустройство одного кладбища на весь год. На всё про всё.

Ирина Скрипкина приводит пример из собственного опыта. В Старотырышкино также приходят единицы на субботник. Но и это ещё не всё. Кроме «людских ресурсов», требуется техника: трактор, автомобиль, бензопила и, соответственно, бензин. Всё это затратно для людей. Вряд ли найдутся желающие постоянно нести такие расходы. Люди бы нашлись для выполнения этой работы, если бы её хоть немного оплачивали, но…

Ирину Владимировну волнует и другое: ухаживая за своими могилами, люди порой вываливают мусор на соседние или в ближайший лесок, хотя в двух метрах есть специально отведённое для этого место. Проследить за ними сложно, а наказать административно можно только если застать их врасплох.
Кроме захламлённости кладбищ существует ещё одна беда – выросшие на кладбищах деревья. Жители стараются высадить около могил дорогих и близких им людей молодые сосёнки или берёзки. Желание вроде бы вполне благое, но пока они маленькие, никаких проблем нет. А когда вырастут?..

Сейчас в Старотырышкино, как рассказала Ирина Владимировна, есть желающий заняться спиливанием деревьев, но работа требует определённых навыков, опыта, да и в одиночку это дело не одолеть. Как-то этим в селе занимались трое мужчин, использовали технику, тросы, бензопилу — и самые опасные деревья убрали. Но остались другие, которые тоже вскоре станут опасными и могут упасть и повредить могилы рядом. А это неизбежные конфликты и даже разбирательства в суде, где ответственность понесут официальные лица, разрешившие вести такую работу. И инициативному односельчанину по объективным причинам пришлось отказать.

Андрей Неверов добавил, что в правилах благоустройства населённых пунктов Алтайского края есть пункт, запрещающий высаживать саженцы деревьев на кладбищах. Его предприятие ставило таблички на новом кладбище в селе Смоленском с напоминаниями об этом запрете. Но это не остановило людей, а таблички вскоре исчезли. Он считает, что работу по уборке кладбища надо вести постоянно, не ждать, когда переполнятся мусорные контейнеры. Иначе весь мусор оказывается на земле, его разносит ветер, что усугубляет состояние кладбища.

В правилах благоустройства есть требование и о воде, и о туалете. Они должны быть. Кстати, туалет на старом кладбище в селе Смоленском был, но его быстро начали ломать, а потом и вовсе повалили, пришлось администрации сельсовета убирать обломки.

— На подведение воды нет средств, — сообщил Сергей Житников. — Понятно желание людей помыть руки, протереть могильные плиты, оставить живые цветы в вазе.

По мнению Марии Базановой, выход из положения всегда можно найти, установив ёмкость для воды, что было бы удобно для населения. Не во всём согласился с ней Сергей Житников. Вода непроточная застаивается. Чтобы всё было в порядке, опять нужны рабочие руки и деньги.

Немного о деньгах. Лет пять-семь назад из краевого бюджета в районы направлялись целевые денежные средства – на ограждение сельских кладбищ. Благодаря этому были огорожены многие кладбища нашего района. Но уже два года как поступления приостановили. Почему? Никто не знает.

Обсуждался ещё один вопрос — уход за могилами родственников тех, кто живёт далеко от района, в других регионах, за границей, особенно в Германии. Специальных служб по уходу за могилами и поддержанию их в благопристойном виде в районе нет. Однако, как выяснилось в разговоре, такая услуга не часто, но оказывается и у нас в районе. Занимается этим Андрей Неверов. По его словам, к нему, по опыту проживания в Германии, обращаются русские немцы, уехавшие не один десяток лет назад на историческую родину. Признаемся честно, что мы, журналисты газеты, очень хотели развития этого направления услуг именно от кампании «Мемориал». Ну как в той же Германии. Думаю, что теперь в «Мемориал» могут обращаться и те бывшие жители района, которые проживают сегодня в других регионах и не могут постоянно следить за могилами своих близких. Андрей Сергеевич сказал, что о своей работе они отчитываются видеозаписью. Как всё просто и хорошо!

Он же рассказал присутствующим о том, как решаются вопросы благоустройства за рубежом и уже в крупных городах нашей страны. И там, и там есть муниципальные и… коммерческие кладбища (да-да, коммерческие, как бы непривычно и диковато это ни звучало). Участки земли на таком погосте приобретаются заранее. Естественно, плата за захоронения на коммерческом кладбище выше, но и содержание его лучше.
Мария Базанова подняла ещё один наиважнейший вопрос — вандализм на кладбищах, осквернение памятников. Последние оказываются беззащитными перед набегами таких «художников». Об этом чуть ранее уже говорили участники дискуссионного клуба. Мария Геннадьевна привела кощунственный пример, когда закрасили краской из баллончика глаза на фотографии памятника. По данному факту сегодня ведётся расследование. Лицо, совершившее это зло, пока не установлено. Скорее всего, это сделали несовершеннолетние.

Почему происходит такое? На первый взгляд, потому что на кладбищах нет человека, который бы следил за порядком. Но только на первый, поверхностный взгляд (кстати, в штате Смоленского сельсовета такая единица с десяток лет назад была. И эффект от её работы был). На самом же деле причина в другом — в недостатке правильного семейного воспитания по отношению к местам упокоения. Мария Геннадьевна обратилась с призывом ко всем жителям района не оставаться равнодушными, сообщать в правоохранительные органы, если они заметят осквернённые памятники. Такое уже случалось в нашем районе. Был осквернён памятник участникам локальных войн на аллее Победы в селе Смоленском, и это действо также вызвало волну возмущения жителей.

От автора: Разговор подошёл к концу. Казалось бы, нет выхода из создавшегося положения, как говорится, куда ни кинь – везде клин. Но по лицам участников не было видно ни разочарования от разговора, ни тени отчаяния или недовольства, что в вопросе благоустройства погостов выходов меньше, чем проблем. Судя по реакции участников разговора, тема эта не на периферии их внимания. Вряд ли они ограничатся только словами. В диалоге за общим столом они проявили глубокую осведомлённость, что является свидетельством желания исправить ситуацию.

Когда подводили итог, все единодушно пришли к выводу, что развивать это направление в работе муниципалитетов надо продолжать, удваивая усилия по воспитанию молодёжи, привлекая к работе всё большее количество жителей поселений. Пока только так. Надеемся, пока.

Солоновка
На кладбище села Солоновка проведено обкашивание территории, убран и вывезен мусор. Сейчас ведётся вырубка зарослей клёна по обочинам дороги, ведущей к погосту, началась отсыпка дороги от села к кладбищу, часть её была отсыпана в прошедшем году. После завершения работ в селе планируется наведение порядка на кладбище в посёлке Красный Городок.

Точильное
Перед Родительским днём прошёл субботник на кладбище, во время которого почистили и убрали территорию погоста, вывезли мусор, завезли земли. Проводить эти работы сельской администрации помогают предприятия, находящиеся на территории сельсовета, а также предприниматели. Они оказывают не только финансовую помощь, но и помогают с техникой. Жители Точильного считают, что решением проблемы наведения порядка на сельском кладбище стало бы введение должности смотрителя, но пока на эту статью расходов денег нет.

Ануйское
Время субботников по уборке погоста оговаривают на общем сходе. Все единогласно голосуют за его проведение, но принимают участие в общем деле единицы. В этом году Ануйскому сельсовету выделили 10 200 рублей на благоустройство кладбищ. Этой суммы едва хватит на вывоз мусора. На другие виды работ деньги придётся просить у неравнодушных людей и предпринимателей. Глава сельсовета Марина Денисова этот вопрос постоянно держит под контролем. Она уверена, что неухоженность кладбищ сельских поселений напрямую зависит от культуры поведения людей.

Новотырышкино
На Зареченском кладбище Новотырышкинского сельсовета ведётся спиливание части деревьев, на центральном – обкашивание травы по его периметру. Этим занят сезонный рабочий. В начале весны безвозмездную помощь по вывозке мусора с погостов оказали Н.А. Леоненко и И.А. Баловнёв. Проблема для Новотырышкинского сельсовета – выпиливание старых деревьев в центре кладбищ. Осенью планируется уборка площадок, на которых складируется мусор.

Александровка
Сельское кладбище в селе старое, и могилы здесь тоже очень старые. Но брошенных не так много. Родственники умерших, которые покинули село, перед большими праздниками обязательно навещают захоронения, реставрируют памятники, оградки. Само кладбище огорожено сеткой, поэтому упавших столбов и звеньев штакетника нет. Существует проблема старых деревьев и клёна, которым зарастают могилы. С ней александровцы борются самостоятельно. За территорией погоста есть место, отведённое для складирования мусора, но не все им пользуются.

Ленинское
Депутат районного Собрания депутатов, староста села Н.В. Харлова привлекает жителей села для очистки кладбища. Эту работу проводит два раза в год. Несколько лет назад совместно с бывшим главой администрации Смоленского сельсовета Б.А. Жарковым она провела большую работу по освобождению части кладбища от больших деревьев, в частности, клёна, т.е. спиливанию.

Линёвский
На территории Линёвского сельсовета три кладбища – на двух ведутся захоронения, на третьем, в Смычке, уже давно никого не хоронят. В селе Линёвском проведён небольшой ремонт изгороди кладбища и выпиливание старых деревьев по его периметру, вывезены многолетние завалы мусора, который выбрасывали в заросли этих деревьев.

Первомайское
Раз в год староста села А.В. Чернышков организует субботник по очистке кладбища, привлекая свою технику и технику родственников.

Галина ТАРАН,
Ольга НЕЧАЕВА.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here