Жизнь длиною в 100 лет

352
Ю.С. Земской поздравляет Марию Андреевну с юбилеем

Марию Андреевну Пежемскую из п. Линёвский поздравили с юбилеем
Хорошо, когда чувство юмора не иссякает с годами, значит, большим его запас был изначально. Как у Марии Андреевны Пежемской из села Линёвского. Она сразу же, с первых минут общения не преминула спросить: «Вы, наверное, думали, что меня с ложечки кормят?». И сказано это было с юмором, желанием привести
в замешательство, ведь повод для встречи с ней более чем солидный – 100 лет. Толстая, получается, жизненная книга с очень интересными страницами.

В нашем районе ветеран живёт недавно, сюда, выйдя на пенсию, переехала её младшая дочь Ольга. А сама Мария Андреевна много попутешествовала по просторам нашей необъятной Родины. И не страсть к перемене мест вела по жизни девчушку с Орловщины. А что? Судьба, наверное. А может быть, желание выжить и жить. Странно звучат эти слова сегодня. Но ничего странного нет для того, чей год рождения 1919-ый, когда разруха, нищета, а значит, и третий их союзник – голод, были приметой времени. Помнит, как ходила за пять километров в школу, как хотелось есть всегда: и дома, в детстве, и когда стала учиться в педучилище в городе Елец. Девчонки-односельчанки (она называет их имена) не смогли пережить этих лишений, бросили учёбу. Но не юная Маша, которая упорством и настойчивостью любого заткнёт за пояс. Иначе длинный переезд в Бурятию, куда её распределили после педучилища, может быть, и завершился бы возвращением домой. Ехали только до Улан-Удэ одиннадцать дней! Батон хлеба да вода – вот и вся еда. Но нет, прижилась на далёкой сибирской земле орловская девчонка, чтобы стать здесь заслуженным учителем РСФСР, отличником народного просвещения, женой и матерью троих детей. Чтобы заочно получить высшее образование и повести дорогой знаний не только своих, но и всех детей, которые заходили к ней в класс! Кстати, муж Марии Андреевны, Пётр Ильич Пежемский, тоже стал заслуженным учителем РСФСР.

— Бурятию всегда называли солнечной, — рассказывает Мария Андреевна, — и нет в том преувеличения, там действительно много солнца. Как нас, трёх девчонок, с добром и приветом много-много лет назад встретили на вокзале, так мы и позже чувствовали всё время хорошее к себе отношение. Появились зарплата, хлеб, сахар. А что ещё нужно молодым девчонкам для счастья? Дали подъёмные. Что касается национального вопроса, так его и не было никогда. В классе всегда были смешаны дети разных национальностей, все наши, советские. Да разве важно, какого цвета волосы или глаза у человека?
Вначале учила детей русскому языку и литературе, потом работала в начальных классах.

— Мама строгая была, к нам в том числе, — рассказывает Ольга Петровна. — Как-то, не учтя в моей тетради небольшую неточность, моя учительница хотела мне поставить «пять». Мама настояла, чтобы была «четвёрка». Я чуть не плакала от обиды. И причина в ком? В маме!

— Пусть знает, что на «отлично» тянет только отличная работа безо всяких помарок, — сказала она. Я долго обижалась на неё. А теперь думаю, что правильно сделала, держала нас в тонусе, тем самым готовила к жизни, чтобы не надеялись на какие-то снисхождения и бонусы.
О своей маме все трое — Нина, Виктор и Ольга — могут рассказывать долго. Эпизоды, наползая друг на друга, составляют портрет этой деятельной, трудолюбивой и смелой женщины. За годы жизни в Бурятии стала заядлой ягодницей, как и большинство тамошних жителей. Тайгу полюбила на всю жизнь. А за ягодами шла вместе со своей малышнёй. Даже самая младшая, чуть ли не в одеяле, была рядом.

— Мы у мамы всегда были под присмотром, — вспоминает старшая Нина. — Участвовали в сборе ягод, у нас тоже была норма. А за мамой никто угнаться не мог. Всегда больше всех приносила из леса грибов и ягод.
— Не страшно в тайге? – спрашиваю Марию Андреевну.
— Медведей не боялись, — отвечает она. — А вот кабан с подсвинками опаснее, от него трудно убежать. Бывали такие случаи, нежеланные встречи.

Мария Андреевна с мужем

А однажды, как рассказывает Мария Андреевна, когда задумали вернуться на родную ей Орловщину. Переехали всем семейством. Да только недолго там пожили, потянуло назад, домой, в Бурятию, где родился супруг Марии Андреевны. Ещё один её довод: сибирские просторы с их дарами – грибами, ягодами, рыбой. Пётр Ильич просто не мог жить без охоты. Да и сибирские просторы… На малой родине всё казалось маленьким, каким-то ограниченным в размерах. Не было размаха и широты. Вот и вернулись, чтобы жить здесь, учить детей. Лес, река позволяли иметь пусть небольшой доход, но совсем не лишний для семьи. У семьи было подсобное хозяйство, в котором трудились все. Была корова и другая живность. Работы, одним словом, всем хватало.

Любой, самый неожиданный вопрос Марию Андреевну не застанет врасплох, не смотри, что живёт на белом свете целый век! Вот и о муже, которого встретила тоже в Бурятии, и о себе уверенно говорит, что уважали друг друга. Может, стеснялись говорить о чувствах и любви люди того времени, тем более на публику. Всё в том веке было гораздо скромнее и надёжнее, теплее. Выяснять отношения, как призналась юбиляр, им тоже было некогда, всегда на первом месте была работа – в школе, по дому. Чужие дети, свои. Муж Марии Андреевны погиб в ДТП много лет назад. А она всегда рядом с детьми и внуками. Помогала ставить их на ноги, переезжала в Таджикистан, на Алтай, туда, куда заносила судьба детей, где была нужна близким. И они платят ей тем же. Всегда была для детей примером стойкости и правильного понимания жизненных ценностей, когда на первом месте не потребительство, а самореализация и сохранение семьи. Вместе с мужем дали детям образование: есть в семье геолог, окончивший Томский госуниверситет, работник культуры с дипломом института культуры в Улан-Удэ, мастер холодильных установок. Для них мама – самый родной и близкий человек.

— Мама нас всех объединяет, — рассказывает Нина Петровна, — и детей, и внуков, и правнуков. Мы все около неё собираемся. Рассказы её, хотя о многом и знаем, слушаем с удовольствием. Она воспитывала внуков, наших детей. Всегда была рядом, когда у нас возникали трудности. Мы смеёмся, вспоминая, как долго не могли научить читать одну из её внучек. Приехала мама, позанималась с ней. Хватило одного дня, чтобы девочка начала читать.

С юбилеем Марию Андреевну Пежемскую поздравили недавно федеральный инспектор по Алтайскому краю Юрий Станиславович Земской, глава района Людмила Васильевна Моисеева. С большим и славным юбилеем Вас, Мария Андреевна!

Жизнь не проживёшь вновь, набело. И страниц из неё не выбросишь. Одна она. Были у Марии Андреевны Пежемской в жизни события и факты, о которых тяжело вспоминать. Ведь детство, юность пришлись на самые драматичные годы в истории нашей страны, но они всегда были светлыми, потому что светлыми были её помыслы и желания.

Галина ТАРАН.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here