Без права голоса

369

Телевидение и Интернет довольно часто пестрят сюжетами о конфликтах между подростками, учителями и учащимися, учителями
и родителями. Отношение людей к этим ситуациям разное: одни принимают сторону учащихся и родителей, другие – учителей
и школы. Почему с каждым годом учителя становятся всё бесправнее, а их авторитет в обществе продолжает неуклонно снижаться? Сегодня мы поговорим на эту тему. А подтолкнуло нас к ней письмо уважаемого в районе человека.

При сегодняшнем отношении к учителям конфликты будут нарастать

Конфликты в школе всегда были. Учащиеся, приходя в коллектив, должны научиться жить в нём. Многое зависит от традиции школы, от учителя. Но дети всегда испытывают определённый стресс. Мальчики и раньше часто выясняли отношения, дрались, но тогда не били компанией одного, не снимали на видео, а потом не выкладывали драки в Интернет. Были и конфликты с учителями. Я знаю пример, когда уважаемый, авторитетный учитель «выбросил» ученика из класса за то, что тот ломал имущество кабинета. Учитель не потерял авторитета. Родители смогли понять, в чём дело, привели ученика и извинились. Были случаи, когда ученика могли стукнуть указкой, линейкой. Но они единичные, и обычно разрешались полюбовно. Учителю указывали на недопустимость поведения, и, как правило, это не повторялось.

Сейчас совсем другая атмосфера в школе. В Интернете распространяются ролики, где ученики бьют учительницу, выражаются нецензурно, ведут себя по-хамски. Большой шум вызвал ролик, где учительница бьёт мальчика. Она понимает, что её снимает камера, но унять эмоции не в состоянии. Я не могу защищать эту учительницу, ибо такое поведение недостойно педагога, но хотел бы понять, почему это произошло. А корни такого поведения заключаются в том, что сейчас депутаты, власть, родители не считают работу педагога важной и значимой. На вопрос, зачем нужен учитель, всем даст ответ Гугл и Википедия. А для поступления в институт достаточно накопить денежки. Педагогические вузы готовят учителей в большом количестве, а в школах их катастрофически не хватает. После получения высшего образования выпускники устраиваются на работу в торговлю, во власть, словом, куда угодно, только не в школу. Я спрашивал одну выпускницу, почему она не стала работать в школе, и получил ответ: «Ответственности много, а оплата бросовая».

Зарплата учителей – отдельная тема, но тоже важная, потому что ни одному учителю не дали бесплатно в магазине булку хлеба или килограмм яблок. Я знаю, что даже в больших школах, где имеются параллели в классах, учителя работают на полторы-две ставки, чтобы заработать на жизнь. И вот учительница, измотанная нагрузкой, отчётами, имеющая проблемы дома, приготовила урок, может, не спала ночью и не в состоянии вести его. Ей постоянно мешает мальчик: строит рожи, хохочет, хлопает дверью, нецензурно выражается. Наверное, у многих не выдержат нервы. А учитель – не робот! Посмотришь на наши малокомплектные средние школы и не позавидуешь учителям. Если в средних классах наполняемость терпимая, то в старших она небольшая, 5-9 учеников. И хотя учитель добросовестно приготовит и отведёт урок, зарплату он получит в 3-4 раза меньше, чем если бы в классе было 20 человек. А наши краевые депутаты лишили педагогов льгот на электричество, канализование, воду, газ. Да, многие учителя имели квартиры с центральным отоплением, оплата этой услуги осуществлялась государством даже в сложные девяностые годы. А нынешние депутаты решили, что хватит субсидии в 1900 рублей. Если раньше льготная пенсия назначалась после 25 лет работы, то теперь после 30 лет. Как вы думаете, будут теперь учительские династии? Вряд ли. При таком отношении к учителям конфликты в школах будут продолжаться. А лет через 5-10 мы днём с огнём будем искать учителей.

Готлиб ГИЛЬД,
учитель, ветеран труда.
с. Линёвское.
_____________
От автора: Свою трудовую деятельность я начинала учителем в небольшом селе. Там тогда только открыли восьмилетку и учителя приехали все молодые: кому-то было двадцать, кому-то чуть больше. Помню, как сельчане, независимо от возраста, приветливо, чаще даже с поклоном, здоровались с нами, как уважительно относились не только к своей местной пожилой учительнице, но и к нам, ещё совсем «зелёным». А когда мы приходили за покупками в местный сельмаг, в очереди проползал шепоток: «Пропустите, учителя пришли», и люди расступались. Нам тогда было стыдно перед сельскими трудягами, перед пожилыми женщинами, мы пытались отказываться от преференций, но сельчане даже не хотели нас слушать. Признаюсь, что с особым трепетом вспоминаю те годы, потому что восхищаюсь мудростью людей того времени. Многие из них были малограмотные, не такие «подкованные», как нынешнее поколение, но своим тактом, своей воспитанностью стоят на несколько ступеней выше нынешнего поколения. И могли ли их дети и внуки относиться к учителям по-другому? Конечно, нет! Поступки взрослых – это яркий пример для детей.
Каково же отношение к учителю в современном обществе? Приходится констатировать, что падкие на скандалы СМИ, не замечая каждодневную кропотливую работу большинства педагогов, акцентируют внимание на каких-то отдельных случаях неадекватного поведения учителей, выдавая его за массовые. Вот у многих и складывается ошибочное представление о педагогическом сообществе как о сборище насильников и бездарей.

Но, наверное, самый серьёзный удар по положению учителей (и без того незавидному) наносит принцип «ученик всегда прав». Педагоги практически не имеют рычагов воздействия на бездельников и обнаглевших хулиганов, поскольку со стороны администрации школы настойчиво рекомендуется не наказывать их и не ставить им неудовлетворительные оценки. В свою очередь, если завуч или директор встают на сторону учителя в конфликтной ситуации, то родители таких учеников нередко обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции, после чего в школу направляются многочисленные проверяющие, а иногда ставится вопрос о соответствии занимаемым должностям. Понятно, почему остаются безнаказанными далеко не детские шалости некоторых школьников.

МНЕНИЕ
Людмила ПОПОВА, директор Кировской средней
школы, педагог с 32-летним стажем:
— К сожалению, в последнее время в прессе и особенно на телевидении постоянно привлекается внимание к отрицательным событиям из жизни школ. Всё это — кричащие истории о том, как где-то учитель ударил ученика или позволил в его адрес оскорбительные слова. Они не могут оставаться и, наверное, не остаются безнаказанными, но нельзя преподносить всё это как систему, как отражение реальности. Почему-то сегодня стараются показать в учителе больше черт отталкивающих, чем положительных. Нас буквально унижают. Больно воспринимать такое отношение к любимому делу.
Учитель сегодня бесправен. Если даже в школе случается какая-то конфликтная ситуация, как правило, вышестоящие структуры встают на сторону ребёнка и родителей. О каком уважении к учителю можно говорить?! На мой взгляд, всё дело в родителях. Если они могут позволить себе при детях делать замечание учителю, обсуждать его, высказывать претензии, что в таких случаях ждать от школьников. У нас конфликты, безусловно, случаются, редко, но бывают. Стараемся сначала разобраться с ребёнком, не получается – обращаемся к родителям. Как правило, решаем всё на месте.

Татьяна Андреевна, мама двух школьников (фамилию называть не захотела):
— В школьных конфликтах чаще всего виноваты мы, родители. Не надо возносить своего ребёнка на божничку, как бы мы его ни любили. Если даже учитель в чём-то не прав, надо донести до ребёнка, что к взрослому человеку следует относиться уважительно. Часто дети, чтобы оправдаться, начинают винить в своих промахах кого-то другого, и этим другим иногда становится учитель. Родители должны об этом помнить. Безусловно, и учителя не всегда правы, они же люди, но не надо сразу бросаться в бой. Можно прийти к учителю, спокойно поговорить, разобраться. Мне иногда кажется, что учителя нас побаиваются больше, чем детей.

Подготовила Татьяна АТКИНА.
Фото из открытых Интернет-источников.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here