Есть ли у судьбы любимчики

814

У Щербаковых забор на удивление высокий. Привычно видеть за таким огромный дом, шикарную усадьбу в полгектара, но здесь по-иному. Обычный сельский дом, да и посёлок Красный Маяк – не Рублёвка даже местного пошиба. Забор
у них не для того, чтобы от людей отгородиться. Скорее, дань привычке, привезённой из Казахстана, где Роман
и Ирина родились и выросли. А ворота в их двор открыты всегда, потому что люди они общительные,не привыкли сторониться других, к тому же Роман – депутат Верх-Обского сельсовета. А это значит, что люди, избравшие его, к нему же и идут. Да и предпринимательская деятельность предполагает деловые и человеческие контакты.

Рассветы
здесь тихие
Посёлок Красный Маяк, где они живут с 2003 года, особенный: в 11 километрах от райцентра, рядышком — Катунское, а самое главное, с трассой Бийск-Белокуриха и в то же время чуть в сторонке от неё. Небольшой тихий населённый пункт, которого не могли не коснуться перестроечные веяния: нет прежней животноводческой базы, где находили работу жители посёлка, нет дома культуры, начальной школы, которые были здесь в 80-ых годах прошедшего века. Народ здесь трудолюбивый, не случайно среди доярок были орденоносцы. Коллектив фермы был лучшим в крае по надоям в 1982 году, полеводы получали высокие урожаи.
Эти качества в односельчанах отмечают и супруги Щербаковы. Население посёлка уменьшилось по сравнению с тем, что было, но разъезжаться никто не собирается: нигде никого не ждут, да и его географическое положение таково, что можно найти работу в округе. Если, конечно, хотеть трудиться. А Щербаковы из этого числа.
Жизненные повороты — а переезд на Алтай коренным образом изменил их жизнь — не искореняют самого главного в человеке, в данном случае — привычку трудиться. То положительное, что заложено в детстве, как показывает жизнь, никуда не исчезает, а, как спасательный круг, помогает выплыть на берег.
Кто куда,
а мы в Россию
…Жили — не тужили Роман и Ирина в посёлке с говорящим названием Ильич Чимкентской области Казахстана, где был полный, как говорится, интернационал: казахи, греки, немцы, русские, украинцы, азербайджанцы, таджики. Да и семьи, в которых выросли оба, были интернациональные: русские, корейские, немецкие, грузинские корни. Отделение республик от СССР сказалось на каждой семье в посёлке с более чем десятитысячным населением. Немцы стали уезжать в Германию, греки – в Грецию, а русские – в Россию. Подались на Алтай создавшие семью Роман и Ирина. Почему именно сюда? Да мама Ирины была родом из Катунского, девочка не раз сюда приезжала в детстве, в посёлке Красный Маяк жила её двоюродная сестра. Переезд как езда в незнаемое. Своего жилья не было, снимали квартиру в Катунском. Не было и работы. Вот её-то поисками и занялся Роман. В то время молодая семья увеличилась, родилась дочка Инна: радостей и трудностей прибавилось. И не только материальных. Нужно было оформлять гражданство, без которого даже при большом желании на работу не устроишься. А это горы бумаг, поездки и хождения по кабинетам. Семья перебивалась случайными заработками. Роман, выросший в многодетной семье, с братом и двумя сёстрами, никакой работы не страшился. Это и выручало. Да и Ирина не была белоручкой. Чуть только подросла Инна, стала ездить на заработки в Шульгин Лог, оставляя дочь с переехавшей в Катунское мамой, – собирать облепиху. Бывало, что присоединялся к этой работе и муж. Решался вопрос с гражданством, Роман устроился на работу в хозяйство Любимова. Был ночью сторожем, а днём — разнорабочим.
Школа выживания
— Вот где увидел настоящую организацию труда, — рассказывает Роман. – Там не посидишь, не будешь от безделья мучиться. А такая школа помогает в жизни. Многие, поработав у Владимира Николаевича, открывали своё дело, приобретя навыки трудиться на полную катушку, самостоятельно.
— Всякое бывало, — продолжает рассказывать Ирина. – Случалось, и без хлеба сидели, искали любую работу, лишь бы доход был, даже одно время бутылки собирали по обочинам дорог, нашли «рынок» сбыта, металл собирали и принимали. А что ещё оставалось делать? Хорошо, добрые люди помогали. А что касается выплат и льгот, то у нас как-то всё не выходило. Статус беженца не успели получить, потому что после терактов ужесточили требования, и мы под эту категорию уже не попадали, материнский капитал тоже обошёл нас стороной, потому что сын родился чуть раньше даты, с которой можно его получать. Не готовы мы были к сибирской зиме, особенно по началу, не было столько зимней одежды, да и холодов таких не знали.
Оптимизма Ирине и Роману не занимать. Как бы без него выживали? С получением гражданства ситуация поменялась в лучшую сторону: немного обжились, с людьми лучше познакомились, купили в посёлке небольшой домик, потом, скопив денег, — побольше. Приобрели грузовой автомобиль под зарплату, а электропилу – в кредит, стали дрова продавать.
— Своего труда не жалели,- признаётся Роман
Своё дело
Со временем присмотрелись и решили открыть свой магазин в посёлке, а потом, по предложению родственника Ирины, решили заняться продажей шкур, взяли в аренду склады в Смоленском. Так и работают в двух населённых пунктах. Роман не ждёт у моря погоды, а частенько выезжает к поставщикам сам, если есть заказ. Кроме того, занимается грузоперевозками. Маршруты пролегают куда угодно, за пределы района и края тоже. Не сидеть на месте — его жизненный принцип, вполне современный.
— Я ещё и заготовитель, — смеётся он. — А Ирина приёмкой занимается.
Врастает семья Щербаковых в алтайскую землю, обживаясь, ища заработок, который кормил бы четырёх человек. Иногда Роман совершает деловые поездки в Казахстан, если есть в том необходимость, то есть заказчики. Одним словом, никакой работы семья не чурается.
Односельчане
не ошиблись
Активность, молодость и ответственность, а ещё то, что зовётся неравнодушием, пришлись по нраву односельчанам. Они проголосовали за Романа, избрав его депутатом Верх-Обского сельсовета. И не ошиблись! Умеет подать пример и людей организовать на доброе, нужное дело: благоустроили одну из улиц. Депутат и избиратели разровняли своими силами асфальт, который выделил сельсовет, построили детскую площадку, не забыли поздравить ветеранов с Днём пожилого человека, многодетных матерей – с Днём матери. “Жаль только, — сокрушается депутат, — ребятишки ломают то одно, то другое на площадке, никак не убережёшь”.
— Ко мне односельчане приходят со многими вопросами, — рассказывает Роман. – И воду провести, и пенсию оформить одинокому человеку, дорогу отремонтировать и в селе, и до кольца. Бытовые вопросы тоже приводят их сюда: нет воды, отключили электроэнергию. Я всегда на связи с администрацией Верх-Обского сельсовета. Обидно, когда не удаётся выполнить наказ избирателей.
Кстати, Роман Щербаков собирается вновь выдвигать свою кандидатуру на предстоящих выборах в депутаты сельского совета.
Кризис не обошёл стороной и их семью: доходы, конечно же, упали. Покупать-то в магазине стали меньше, потому что люди стали беднее из-за растущих везде цен, у некоторых проблемы с работой, надо выплачивать кредиты. Как живут и выживают люди в селе, Щербаковым объяснять не надо, сами всё пережили, окончив настоящий университет выживания.
Небеса тут
ни при чём
Сейчас думы родителей о подрастающих детях. Дочь Инна перешла в 9-ый класс, сын Женя – в четвёртый. Обоих возят на занятия по английскому языку в Смоленское, а это и накладно, и неудобно. Встаёт вопрос о том, чтобы жить поближе к этой школе. Сделать это непросто, пока только планы. Но Щербаковы привыкли планы подкреплять делами и поступками.
Жизнь всегда ставит нас в обстоятельства, как будто бы непреодолимые, но человек действия ищет выход. И находит его! Как было у Щербаковых. Вот и рассуждай, кому везёт: тому, чьи удачи прописаны на небесах, или тому, кто, не сетуя на обстоятельства, смело вступает с ними в поединок. И, как показывает жизнь, одерживает пусть маленькую, но победу.

Галина ТАРАН


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here