Участие в конкурсе – вызов себе

265
Н.Г. Стопичева

Педагог из Солоновки вышла в финал краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».

Можно ли в одну и ту же воду войти дважды?
Как утверждали древние греки, нельзя. Но вот Наталья Стопичева, преподаватель истории и обществознания, информатики и математики Солоновской школы, попыталась это сделать. Может быть, не совсем в ту, что была в 2013 году, когда она участвовала в краевом этапе Всероссийского конкурса «Учитель года». И всё-таки это конкурс, в котором не всякий отважится участвовать. Тогда, восемь лет назад, она получила специальный приз, попав в числе 24 претендентов в финал. И в этом году она также представляла Смоленский район на престижном краевом конкурсе.
Чем не повод для встречи с Натальей Георгиевной СТОПИЧЕВОЙ, педагогом с 20-летним стажем?
Об этом с ней беседует наш корреспондент Галина ТАРАН.

— Что побудило Вас участвовать в конкурсе, ведь подготовка к нему – дело не одного дня?
— Прошло семь лет после предыдущего, появился опыт. Хотелось посмотреть в профессиональном плане на себя со стороны, насколько соответствую современным стандартам, принятым в образовании. Участие в конкурсе — своего рода вызов себе. Соревноваться предстояло с коллегами, которые гораздо моложе, а это заставляет учиться, быть в поиске. Первый раз всё было по-другому, новым и неожиданным. Во второй раз отнеслась к конкурсу более ответственно, уже знала о критериях, по которым оценивались конкурсные мероприятия. В 2013 году была удостоена специального приза жюри «За личностную яркость».

— Конкурс проходил поэтапно?
— Да, их было три: муниципальный, заочный краевой и очный в Барнауле. В первый день выступила с презентацией опыта своей работы, во второй дала урок по обществознанию в 10 классе 42-ой Барнаульской гимназии, в третий — воспитательное мероприятие в 11 классе. Тему урока определяли организаторы конкурса, она называлась «Проблемы денежного обращения». Здесь всё было не как в Солоновской школе: на уроке 34 ученика физико-математического профиля, а не семь. Уровень подготовки детей очень высокий, иная реакция на учителя. Подготовка урока рассчитана на высокий уровень учащихся, правда, гуманитарного профиля. Это несколько усложняло задачу. Но всё равно было интересно и сложно, контакт с детьми удалось найти. Особенность конкурса – уметь «выкрутиться» в любой ситуации. Коллега из другого района, тоже участница конкурса, даже пошутила, что мой урок похож на презентацию, как будто я защищала свой бизнес-проект.

— А каким было воспитательное мероприятие?
— Участники конкурса готовили их по пяти направлениям, мне досталась тема, которая, к сожалению, не сильно «зацепляет» учащихся 11-ых классов – гражданско-патриотическое воспитание. После часовой подготовки я провела его на примере кинофильма «Мы из будущего». Думаю, что справилась с заданием.

— Что Вы посоветуете коллегам, ведь подготовка к конкурсу «съедает» много времени?
— Считаю, что в нём надо участвовать каждому педагогу, он даёт старт для собственного профессионального развития. Это неоценимо в плане полезных знакомств для обмена опытом. Увидела и узнала много интересного. В селе Алтайском работает педагог Наталья Тимашёва, учитель информатики, которая участвует в проектах по робототехнике, проводит на базе школы конференции с педагогами и учащимися. Её творческие находки меня очень заинтересовали, надеюсь продолжить общение с ней.

— Наталья Георгиевна, а какие впечатления о конкурсе Вы привезли?
— Участвовали в нём энергичные, смелые, «заражённые» новаторством люди. Опыт некоторых очень заинтересовал. Больше люблю очные этапы, когда присутствуешь на уроке, мероприятии. В этом году такого живого общения не получилось из-за пандемии. Нагрузка была очень большая, можно сказать, даже перегрузка, особенно эмоциональная, подготовка велась несколько месяцев, но я не жалею, что встала на эту тропу. Работая в стенах одной школы, теряешь навыки работы в других, а здесь расширяется горизонт. Конкурс важен для саморазвития, это стимул для личностного роста.

— Педагогика сейчас и 20 лет назад. Что-нибудь меняется в подходах к обучению и воспитанию детей?
— 1 сентября 2002 года я переступила порог Солоновской школы, которую окончила в своё время. Начинала работать с педагогами, которые меня учили. Два десятка лет были поиском себя как учителя. Но при всех изменениях неизменным, на мой взгляд, остаётся один принцип: любить детей и уважать их мнение. Если этого нет у человека, то педагогика не его путь. Некоторые изменения на поверхности: если раньше современными технологиями владели единицы педагогов, то сейчас все. Особенно к этому подтолкнуло дистанционное обучение. Кстати, как детей, педагогов, так и их родителей.

— Наталья Георгиевна, а как Вы попали на педагогическую стезю?
— В плане наследственности ничего учительского у меня не было. Но вот на доске в школе любила писать. После её окончания был вариант учёбы в аграрном университете или в педагогическом. Судьба определила, где мне быть и чем заниматься. Татьяна Ивановна Рехтина, учитель Солоновской школы, и преподаватель вуза Виктор Васильевич Заика стали для меня примером влюблённости в свой предмет. Нестандартные методы обучения, которыми они владели, запомнились, возникло желание идти той же дорогой.

— Трудно ли найти общий язык с детьми и родителями, о чём сейчас часто сообщают СМИ?
— В Солоновке такой проблемы для педагогов нет. Здесь все друг друга знают, много родственных, дружеских, соседских связей. Это помогает вести диалог с людьми, ведь мы же односельчане. К тому же я участвую в общественной жизни села, избрана депутатом Собрания депутатов Солоновского сельсовета, занята в художественной самодеятельности. Всё это расширяет круг общения, позволяет лучше и глубже узнавать людей, добиваться взаимопонимания, я была восемь лет заместителем директора школы по воспитательной работе.

— Довольны ли Вы результатом конкурса?
— Конечно, надежды были более амбиционные, но быть среди 24 финалистов краевого конкурса для каждого — ступенька к профессиональному росту. Да и важен не сам результат, а движение к нему. Ещё хочу поблагодарить коллег из нашей школы за моральную поддержку и интерес к моим делам во время конкурса. Это многого стоит.

Фото Владимира ДУДИНА
и из архива Натальи Стопичевой.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here