Пейте, люди, молоко!

268
Елена Байрамова разливает молоко

— Представляешь, у меня сын газировку на молоко сменил, — радостно сообщила одна женщина другой.
— Как это получилось? – не скрывая удивления, спросила вторая.
— В Смоленском молзавод открылся. Его продукция нам понравилась, особенно чаду моему. Так он все майские праздники в магазин бегал, молоко и пряники покупал, — сказала мамочка.
Такой разговор я подслушала около одного из магазинов в райцентре. Он подтолкнул меня встретиться
с председателем СПСК «Смоленский» Евгением Колывановым и лично проверить вкус смоленского молока.

«Плод» двухлетней работы
Главное, на что обращают внимание на производстве, – это стерильность, поэтому, прежде чем войти в цех, я надела халат и бахилы. Но даже в таком наряде близко подходить к производственным установкам не спешила. Чистота производства – это закон для всех, особенно для гостей.
Особой суеты в цехе не было. Аппаратчик Елена Байрамова разливала молоко, а другие работники носили готовую продукцию в холодильники.
— Пока объём производства у нас небольшой: 250 литров в сутки, поэтому работаем 4-5 часов. Можно сказать, до обеда управляемся. Сегодня немного задержались, в понедельник молока больше, — рассказывает председатель кооператива.
Если запустить завод на полную мощность, то он может перерабатывать 2500 литров молока в смену. Но пока работа идёт в тестовом режиме.
— Я не сторонник «революций». Считаю, что в любой процесс нужно входить постепенно, без стрессов и авралов. В нашей ситуации нужно не только получить как можно больше продукции, но и реализовать её. То есть сначала наладить рынки сбыта, а уж потом браться за большие объёмы, — рассуждает Евгений Колыванов.
С нескрываемой гордостью председатель рассказывает о производстве, показывает оборудование, подсобные и административные помещения, а также продукцию.
— Всё это – итог нашей двухлетней работы. Конечно, приятно осознавать, что время и все старания не прошли даром. Когда разлили первое молоко, испытали чувство глубокого удовлетворения, — смеётся Евгений Сергеевич.

Как всё начиналось
Этой весной исполнилось ровно два года, как члены кооператива занялись воплощением своей идеи о строительстве производства в жизнь. Немалый срок, поэтому, думаю, самое время оглянуться назад и вспомнить, как всё начиналось.
В ноябре 2017 года членам комиссии Министерства сельского хозяйства был представлен проект строительства мини-завода по переработке молока. Его подготовил сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Смоленский». До этого была проделана предварительная работа: подобран земельный участок, разработана проектно-сметная документация и проведена соответствующая экспертиза.
Работы по возведению мини-завода начались в декабре сразу же после поступления первого транша в размере 3 млн рублей. Первым делом на стройплощадку нужно было провести электричество, поэтому здесь установили две опоры линии электропередачи. Первый этап строительства был закончен в июне.
7 августа 2018 года в Минсельхозе региона прошло очередное заседание комиссии по поддержке участников программ фермерства. Вторым этапом должно стать оснащение завода современным оборудованием.
Оценив весь фронт проделанных работ, комиссия одобрила предложение о выделении кооперативу «Смоленский» второго транша господдержки в объёме 2,4 млн рублей.

Ассортимент и «поклонники»
Немного отвлеклись мы от основной темы, уйдя в дебри воспоминаний, время возвратиться в реальность. Продолжаем экскурсию. На складе готовой продукции, кроме молока, видим и другие молочные продукты.
— В настоящее время мы наладили производство молока 2,5 и 3,2 процента жирности. Разливаем его в бутылки объёмом литр и полтора. Делаем кефир, «Снежок», сметану и творог, — перечисляет Евгений Колыванов.
Жители райцентра уже успели попробовать продукцию СПСК «Смоленский». Надо отметить, что многие из них из огромного количества молочных продуктов стали покупать именно смоленского производства.
— Мы прилагаем все силы, чтобы люди выбирали именно наше молоко. На прилавках большой выбор, поэтому нам нужно делать такой продукт, чтобы он был конкурентоспособным. Нашей главной отличительной чертой должно стать высокое качество, — утверждает Евгений Сергеевич.
Пока магазины берут по 5-6 бутылок молока, ведь ещё мало кто знает, что в Смоленском есть свой мини-завод. Помнится, новость о его строительстве смоленцы восприняли с энтузиазмом. Многие считали: если будет работать новое производство в райцентре, то появятся рабочие места, да ещё и продукция своя, непривозная.

Не успевает остыть
Ещё в ходе строительства было принято решение приобрести ёмкости большей вместимости, чем планировалось. Был ли оправдан этот шаг?
— С самого начала в составе кооператива были животноводы, желающие сдавать молоко. Надо отметить, что многие из них два года ждали открытия производства, некоторые приходили позже. Я думаю, что недостатка в сырье у нас не будет, — констатирует Евгений Колыванов.
От того, что заработал мини-завод, фермеры только выиграли. Им не нужно возить молоко за тридевять земель. Порой на производство поступает ещё парное молоко, ведь до ферм не больше трёх километров. Да и завод закупает молоко дороже, чем другие производители.
— Для нас тоже хорошо, что фермеры близко. Мы можем контролировать условия, в которых получают сырьё, — утверждает председатель кооператива.

Отличительная черта
На продукции мини-завода покупатели могут увидеть интересные этикетки. Их макет разрабатывали дизайнеры. Кстати, именно на них впервые появился бренд «Молочные фермы Смоленского», который члены кооператива планируют развивать и продвигать.
Первыми предложения о сотрудничестве приняли магазины торговой сети «Берёзка».
— Мы целенаправленно обращаемся к нашим предпринимателям. Хотим, чтобы на смоленских прилавках были смоленские продукты, — рассуждает Евгений Сергеевич. – Кстати, многие из них считают, что торговля «доморощенным» товаром может стать их отличительной чертой от больших торговых сетей.

Мнение
Анастасия ПОПОВА, жительница с. Смоленского:
— Из всей продукции СПСК «Смоленский» наша семья полюбила «Снежок». Всё всегда свежее, вкусное. Как в то время, когда в райцентре работал молзавод. Помню, за его продукцией выстраивались очереди. Думаю, что того количества, который привозят в магазины, скоро будет не хватать. Уже сейчас, если немного припозднишься, можешь остаться без молока.

Наталья ИВАНОВА, жительница с. Смоленского:
— После того как на прилавках магазина «Михаэль+» появилось смоленское молоко, мы стали его постоянными покупателями. Предпочитаем продукт с 3,2 процента жирности. Дети пьют его с удовольствием, а я часто варю каши. Это молоко меня ни разу не подводило. Так как продукт всегда свежий, то никаких недоразумений с ним во время приготовления не происходит.

Андрей ПРОХОРОВ, житель п. Кировский:
— Больше всего мне нравится кефир. Такой густой и питательный. Вкус детства. Помню, когда только молоко начинало превращаться в простоквашу, взболтаешь и пьёшь. Главное — не упустить этот момент. Вот и с этим продуктом так: пока не взболтаешь, из бутылки не выльешь. С белым хлебом вполне может заменить завтрак или ужин.

Ульяна СЕЛЬСКАЯ
Фото Владимира ДУДИНА

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here