Душе покоя нет

283
Около 40 лет проработала Ирина Алексеевна Герасимова в образовании

Ирина Алексеевна Герасимова, почётный работник просвещения, отметила юбилей.

По словам Льва Толстого, «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он — совершенный учитель». Подыскать более точной характеристики для Ирины Алексеевны Герасимовой просто невозможно.

Жизненные этапы
Имя Ирины Алексеевны Герасимовой знакомо не одному поколению жителей райцентра, её знают и помнят педагоги и ученики школ района. И те, и другие с большим уважением отзываются о заслуженном учителе Российской Федерации и почётном работнике просвещения. Этих званий Ирина Алексеевна удостоена за огромный вклад в развитие образовательной системы района.
Выпускница Пензенского педагогического института им. В.Г. Белинского была распределена в Алтайский край. Как восприняла молодая девушка Ирина это сообщение? Как должное, надо, значит, надо. Так в Смоленской средней школе появился новый учитель истории Ирина Алексеевна. В 1972 году здесь работал сильный педагогический коллектив под руководством Ефима Прокопьевича Ожогина. Это обстоятельство сыграло важную роль в жизни молодого учителя, позволив в полную силу развернуться его педагогическому таланту.
По мнению коллег, Ирина Алексеевна принадлежала к числу тех педагогов, которые совмещали в себе огромный преподавательский талант, громадный объём знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Она всю себя отдавала любимому делу…

В кругу единомышленников
После десяти лет работы в учебном заведении Ирину Алексеевну пригласили работать в районо. Именно здесь она прошла все ступеньки карьерной лестницы: от методиста до председателя. По словам ветерана педагогического труда, работать было интересно и в школе, и в районо. Видно, всегда сказывался нестандартный подход учителя к своим обязанностям: если проводить субботник, то с боевыми листками и песнями, если методический семинар, то с приглашением специалистов из краевой столицы.
— В то время школами руководили в основном мужчины. Это были энергичные квалифицированные педагоги, бывшие фронтовики, пользовавшиеся большим авторитетом среди населения. С ними было интересно работать. Самое удивительное, что несмотря на мою молодость и неопытность, они всегда прислушивались ко мне и советовались, — вспоминает Ирина Алексеевна.
В 2000 году Ирина Алексеевна возглавила народное образование района, став заведующей районо. На тот момент в районе было 18 школ, из них 10 средних, 6 основных и 2 начальных. В учебных заведениях работало 377 учителей и обучалось 3979 учащихся. 85 детей воспитывалось в Сычёвском детском доме. Обстановка была сложная, особенно с выплатой зарплаты.
— Даже сложные материальные условия работы никогда не отражались на её качестве. Педагоги проводили открытые уроки, участвовали в районных и краевых семинарах. Коллеги из соседних муниципалитетов всегда удивлялись, как в такой ситуации удаётся им проводить методические мероприятия. Честно говоря, их никто не заставлял. Степень ответственности была высокой. Вероятно, учителя понимали, что материальные трудности временные, поэтому нужно продолжать совершенствоваться, учить и учиться, — отмечает юбилярша.

Взгляд со стороны
В настоящее время Ирина Алексеевна Герасимова находится на заслуженном отдыхе, но она по-прежнему интересуется проблемами обучения и воспитания детей. Её возмущают видео, которые демонстрируют в Интернете и по центральным телевизионным каналам о конфликтах учителей и учеников. Ирина Алексеевна считает, что проявление агрессии недопустимо ни с одной, ни с другой стороны.
— В те годы, когда я работала в школе, авторитет педагога был непререкаемым. Кого-то из учителей любили, уважали, кого-то просто терпели, но кинуться на него с кулаками, никому даже в голову не приходило. Сейчас впору защищать учителей. Хотя, конечно, нужно разбираться в причинах конфликтов, чтобы не допускать их повторения, — рассуждает заслуженный учитель.
По мнению Ирины Алексеевны, в настоящее время причин для возникновения различных сложных ситуаций предостаточно. Это и уход подрастающего поколения в виртуальный мир с его правилами и законами. Немаловажную роль играет и значительное расслоение общества. Те, кто имеет материальный доход намного выше среднего, чувствует свою безнаказанность, потому что убеждён, «большой папа» решит любой вопрос. Кто не имеет возможности «разрулить» ситуации с помощью денег, тот становится завистливым и агрессивным.
— Главный бич в воспитании адекватного человека – недостаток общения. Учитель должен восполнить этот пробел. По мере возможности нужно дать ребёнку утолить «голод» общения. Конечно, мы все понимаем, что образование – это консервативная система. Чтобы изменить что-то, нужно время, иногда много времени. Но работники образования должны чувствовать дух времени, его веяния, стараясь идти в ногу с ним, — размышляет Ирина Алексеевна. — У меня есть подруга, которая работает в школе. Она смотрит «Дом-2», потому что её ученики – фанаты этой передачи. Подруга убеждена, чтобы быть на одной волне с детьми, нужно знать то, что их интересует.
В своих рассуждениях заслуженный учитель приходит к выводу, что огромную негативную роль играют различные социальные сети и СМИ. Какой посыл идёт от видео- и телепередач, рассказывающих о тайнах личной жизни звёзд эстрады, кино, политики? Почему с экранов телевизоров исчезли репортажи с производства? Страна развивается, внедряет различные наукоёмкие технологии, только кто об этом знает? Зато всем хорошо известно, сколько мужей было у Аллы Пугачёвой.
— Радует то обстоятельство, что негативные примеры всё-таки единичны. Много есть и положительного в воспитании ребят. Например, волонтёрское движение, плодотворная деятельность патриотических клубов, поисковиков. В нашей стране проводится масштабная работа по выявлению одарённых детей, — отмечает Ирина Алексеевна.
Вот так рассуждает истинный педагог, который болеет душой за подрастающее поколение.

Конструктивное предложение
По этическим соображениям мы не называем возраст Ирины Алексеевны. Что значит сочетание цифр для человека, который молод душой, радуется встрече с коллегами и учениками, активно интересуется изменениями в мире и образовании? Свой день рождения Ирина Алексеевна отметит дважды: в кругу единомышленников и родных. За свою трудовую деятельность она сама не раз организовывала мероприятия разного характера. Но на сей раз праздник для неё подготовили коллеги.
Во время нашего разговора Ирина Алексеевна предложила провести в редакции круглый стол по вопросам воспитания детей.
— Хорошо бы пригласить для разговора детей, родителей и педагогов. Так сказать, всех участников образовательного процесса. Я бы тоже с удовольствием поучаствовала, — пообещала юбилярша.
Что тут скажешь? С днём рождения, Ирина Алексеевна! Здоровья Вам. Оставайтесь всегда такой же активной, неравнодушной, полной душевных и физических сил!

Ольга НЕЧАЕВА.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here