Нужен ли школе второй иностранный язык?

380
Г.В. Степанян

На просторах Интернета с завидной регулярностью появляются новости, касаемые добавления второго иностранного языка в программу общеобразовательных учреждений. С 2019 года для всех учащихся обязательным стал английский язык, который появился в расписании первоклашек. После перехода в пятый класс школьникам начали преподавать второй иностранный язык.

«За»
Знать один иностранный язык – это вчерашний день. Молниеносное развитие техники, науки, необходимость быть в курсе новостей мировых открытий настоятельно требуют знания нескольких иностранных языков. Иностранный язык — не дополнительный предмет, а один из фундаментальных, так как позволяет молодым людям беспрепятственно общаться с жителями разных стран. Школьники не только учатся общаться, но и расширяют свои возможности для продолжения образования, учатся планированию и самодисциплине, показывают хороший личностный рост.

«Против»
Увеличение учебной нагрузки на ребёнка. Дети хотели бы изучать второй иностранный язык, но не успевают подготовиться к остальным предметам.
Для школы введение второго иностранного языка становится проблемой. Нужны новые хорошо подготовленные педагоги, новые учебники, которые стоят немалых денег.
После школы во многих вузах и техникумах изучается только один иностранный язык. Надо развивать изучение двух языков и в этих учебных заведениях.

Проблем много
Появление второго языка в программе обучения — не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда «решение о языках» носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.
Как всякое новшество, введение в программу второго языка имеет своих сторонников и противников. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают. Среди недовольных были, например, родители учеников, обучающихся в классах с предметным уклоном, мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов. Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего предмет в расписание учащихся нельзя. Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не «пожертвовав» другим предметом, невозможно. Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго приходится нашим сельским школам.

Что говорит министр?
В редакции «Алтайской правды» состоялась «прямая линия» с министром образования и науки края Максимом Костенко. Первый вопрос, который был задан чиновнику, касался изучения второго иностранного языка в школе. Фрагмент этого разговора привожу дословно.
– Максим Александрович? Добрый день. Я Шумакова Лариса. Мой ребёнок учится в 5-ом классе, и с этого года мы начали изучать обязательный второй иностранный язык. Моё мнение: навязать второй иностранный без выбора вообще — это нарушение конституционных прав. Почему Министерство образования края приняло такое решение?
– Уважаемая Лариса, это не решение краевого Министерства образования, а федеральный государственный образовательный стандарт. А вот решение о том, с какого класса изучать второй иностранный язык, принимает сама школа. Именно школа определяет объём часов на изучение второго иностранного языка, а также их распределение по годам обучения. Впрочем, Министерство просвещения РФ говорит нам, что 1 декабря 2019 года, почти через месяц, будет утверждена новая редакция ФГОС и там второй иностранный язык уже не является обязательным.

Парле ву франсэ? (Вы говорите по-французски?)
В Смоленской школе №2 ученики 7, 8 и 9 классов с начала учебного года начали изучать французский язык, в этом им помогает Грануш Степанян. Молодой педагог может привести пару десятков аргументов в пользу введения второго языка в программу обучения.
— Изучение иностранных языков – это гимнастика для ума, стимуляция памяти, расширение кругозора, познание другого мира, культуры и традиций. Ещё это отличный способ самосовершенствования. У меня на доске написан девиз, которого мы придерживаемся вместе с ребятами: «Будь лучшей версией себя». По-моему, важно правильно мотивировать ребят, и тогда дополнительный предмет будет только в радость, — говорит Грануш Вардановна.
Стимулом для школьников может стать возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке.
— Я считаю, что введение второго языка в учебную программу – это уникальная возможность для сельских ребят. В городах многие родители платят немалые деньги за частные уроки. Они хорошо понимают: чем больше знаний получит их ребёнок, тем успешнее сложится его карьера, — рассказывает педагог.
Грануш Степанян знает, о чём говорит, ведь до прихода в Смоленскую школу №2 она работала в частной школе г. Екатеринбурга.
Педагог сама стремится быть хорошим примером для ребят, поэтому постоянно работает над совершенствованием своих знаний. Она знает английский, французский, русский, армянский, в настоящее время увлеклась изучением латинского языка. По словам Грануш Вардановны, есть желание познакомиться с другими культурами и языками.
— Сейчас так много средств, которые помогают в познании мира – это Интернет, огромное количество различной литературы, интересные телевизионные каналы специальной направленности, — говорит Грануш Вардановна.
Манера преподавания второго языка несколько отличается от уроков обязательного.
— Я понимаю, что нельзя давать знания одинаково по обоим языкам. К изучению английского детям приходится относиться более серьёзно, поэтому больший упор мы делаем на грамматику и чтение, а на уроках французского можно больше внимания уделить культуре страны. Например, недавно в 7-ом классе прошло необычное занятие. Кристина Губачёва подготовила исследовательскую работу по культуре Франции. Её защиту мы совместили с приготовлением блюд французской кухни и прослушиванием мелодий и песен страны, — делится впечатлениями педагог.
Ребята говорят, что на уроках Грануш Вардановны они не чувствуют себя учениками, потому что создана дружеская атмосфера.
— «Бонжур, мез ами!» (Добрый день, мои друзья!) — именно так я обращаюсь к ученикам. Они на самом деле мои друзья, и на уроках у нас царит атмосфера сотрудничества. Обучая детей, я учусь сама, — сказала в завершении разговора Грануш Степанян.

Мнения
Наталья Владимировна, мама троих детей:
— Я была возмущена введением в школьную программу второго языка. В сёлах не хватает учителей, чтобы преподавать один язык. Может, это хорошо в городе, но не для нас. Лучше учить одному, но качественно. Можно ввести для желающих факультатив по второму иностранному языку, если, конечно, в школе есть такая возможность и способные дети. Но вводить для всех изучение дополнительного языка – это абсурд.

Артём, 14 лет:
— Второй язык я стал изучать в 7-ом классе. Перед началом учебного года было волнение, вдруг не справлюсь. Тут один еле-еле сдаёшь, а ещё и второй. Но прошла первая четверть, все как-то успокоились и уже воспринимаем этот предмет как должное. Особых трудностей не возникло. Иногда даже становится интересно. Недавно смог перевести фразу, написанную на одеяле. Знания пригодились.

Ольга НЕЧАЕВА
Фото Владимира ДУДИНА

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here