Не ныть, не расслабляться

363
Катя, Вика, Татьяна и Володя с общим любимцем - комнатной собакой Тимкой.

Под таким девизом живёт Татьяна Харитонова из посёлка Молочный.
— Глаза утром открываю, солнце светит – жизнь прекрасна. Что ещё лучше?! — с улыбкой на устах говорит 35-летняя девушка.

А ведь у Татьяны масса весомых причин, чтобы впасть в депрессию и жаловаться на судьбу. После школы она поступила в техникум по переработке молочной продукции, что в посёлке Алтайский. Студенческая жизнь била ключом, всё складывалось хорошо, но однажды Татьяна приболела, пришлось обратиться в больницу. Врачи девушку осмотрели, покрутили-повертели и, по-видимому, заподозрив что-то серьёзное, направили в край. Краевые доктора вынесли семнадцатилетней девчонке вердикт: лимфома Ходжкина – злокачественное заболевание лимфоидной ткани. Простыми словами – рак.

— Когда мне об этом сказали, думала, всё, помру, — вспоминает Татьяна. – Но со временем поняла, что часто не болячка убивает человека, а человек себя.

С тех самых пор Татьяна Харитонова мужественно борется за жизнь. Из года в год курсами проходит то «химию», то лучевую терапию. Не успеет отойти от одной тяжёлой медицинской процедуры, подходит другая. Не единожды ей приходилось проводить в клиниках по два-три месяца, а то и полгода. Так, потихоньку, хрупкая девушка и отвоёвывает у болезни каждый кусочек жизни. В 2016 году Татьяне сделали операцию по пересадке костного мозга в институте иммунологии города Новосибирска. Сегодня она инвалид первой группы. Но ни по внешнему виду, ни по состоянию души никогда не подумаешь об этом. У Тани на лице всегда улыбка, в голосе оптимизм, а самое главное – ни намёка на трудности и испытания судьбы. Напротив, она вселяет в собеседника уверенность и подпитывает его энергией.

Татьяна Харитонова родилась и выросла в многодетной семье. В ходе разговора выяснилось, что лет двадцать назад наша газета писала о семье Русских, переехавших в Смоленский район из Казахстана. Осели тогда Русские в посёлке Молочный, здесь построили дом. Я даже вспомнила отца Татьяны, мужчину с виду крепкого, с большой колоритной бородой, похожего на сибирского старовера. Сегодня Татьяна живёт в отчем доме с тремя племянниками. Так случилось, что не все Танины сёстры, а их в семье семь и один брат, пошли в жизни по правильному пути. Из-за большого пристрастия к спиртному сначала лишили родительских прав одну сестру, а её ребёнка взяла на воспитание другая. Потом до такого же финала докатилась сестра Татьяны Елена, у которой было трое детей. Жила она здесь же, в посёлке Молочный, недалеко от родительского дома. Дети были предоставлены сами себе, выживали как могли. Месяцами не ходили в школу, недоедали. 10-летний Вова бегал на ферму помогать дояркам и скотникам, зарабатывая этим бутылку молока. Зимой в 30-градусный мороз в летних сланцах добывал дрова, чтобы истопить в доме печь. Органы опеки и учителя не единожды уговаривали горе-мать взяться за ум, пугали, что заберут детей, но пристрастие к спиртному было сильнее. Старшая 13-летняя Катя всё чаще прибегала к тёте Тане и всё чаще оставалась у неё ночевать.

— Однажды я ей говорю: «Кать, ты оставайся и живи у меня», — рассказывает Татьяна.

И Катя осталась. А младшие продолжали бедовать с непутёвой матерью, пока однажды не нагрянули специалисты органов опеки. Ребят забрали и почти на месяц поместили в больницу, потом перевели в бийский приют «Надежда» и стали готовить документы на лишение матери родительских прав.

— Я тогда сразу пришла к сестре, говорю: «Лена, иди, падай на колени, проси, чтобы вернули детей. Обещай, что возьмёшь себя в руки». Но куда там, не стала она биться за ребятишек, — делится Татьяна. — Тогда я кинулась оформлять опеку над Катей, не могла её отдать, хотя понимала: мне со своей инвалидностью вряд ли разрешат её взять. Но везде работают люди, и у каждого есть душа и сердце.

Когда Татьяна начала собирать документы, чтобы взять на воспитание Катю, в опеке её спросили: «А как же двое младших? Если вы их не заберёте, можете больше не увидеть». Татьяна растерялась: и жалко было детей, и боялась за себя, думала, вдруг не справится.

— Знаете, когда я вышла из районной администрации и услышала звон церковных колоколов, поняла, что поступила правильно, что справлюсь со всеми тремя. Ведь я сколько раз бывала в Смоленском и никогда не слышала этот звон, — вспоминает Татьяна.

— Ты веришь в Бога? – спрашиваю её.
— Я с детства хожу в церковь, крестилась. У меня не может быть детей, поэтому всегда просила Господа дать мне это счастье. И видите, он дал мне троих. Я молю Бога о здоровье и уверена, что благодаря этому я живу. Господь есть.

…15 апреля 2015 года 31-летняя Таня Харитонова в одночасье стала многодетной мамой. Кате тогда было 13 лет, Вове – 10, Вике – 8. Когда девушка забрала детей из приюта и везла их домой, Вика робко спросила: «Тань, а можно я буду называть тебя мамой?». По-видимому, дети истосковались по тёплому слову. Они с рождения были обделены вниманием, заботой, лаской, материнской любовью… С первых дней стали называть родную тётю мамой, а она их нежно «доча» и «сынок».

— Сначала приходилось трудновато, дети хоть и были уже взросленькие, но всё равно они дети. Младшие сначала всё больше молчали, у них не было никакого понятия о режиме, первое время никак не могли наесться. Но потихоньку и у меня уходил внутренний страх, что не справлюсь, что они не будут слушаться, и дети оттаивали, — признаётся Татьяна.

Они вместе вспоминают, как часами просиживали за уроками, навёрстывая упущенное, да и по сей день уделяют учёбе особое внимание. Вика до нынешнего года была отличницей, сейчас чуть сбавила, но в 5 классе такое случается часто. Она успешно занимается в Смоленской школе искусств на отделении ИЗО. Мама Таня говорит, что у дочки здесь большие успехи, что у неё талант. Вова учится послабее, но он занимается в военно-спортивном клубе «Юнармеец» и хорошо помогает дома. Старшая Катя получает профессию химика-технолога в Бийском технологическом техникуме. Домой приезжает через выходные. Часто её привозит и увозит Татьяна. Она сначала купила машину «жигули», потом её продала, добавила денег и купила иномарку. Говорит, без машины никак нельзя. Часто приходится ездить в больницу, возить детей на дополнительные занятия и на кружки в Верхне-Обскую школу и иногда даже подрабатывать на извозе. Доход семьи – опекунские деньги и пенсия Татьяны по инвалидности. Хорошее подспорье – подсобное хозяйство. Татьяна с детьми откармливала бычков, которых недавно забили, сейчас нацелились на свиней. Рядом с домом огород около 45 соток. Весной они засаживают его картофелем, тыквой, кабачками и другой всякой всячиной. На зиму заготавливают в большом количестве соленья, варенья, компоты.

— Закатываем очень много банок, но в этом году едим почему-то плохо, наверное, наелись, — смеётся Татьяна.

Она признаётся, что с сестрой Леной поддерживает отношения, нет-нет да позвонит. Старается её не осуждать, Бог ей судья. Детям ничего плохого о родной матери никогда не говорит. Какой-бы она ни была, она их мать. О болезни не думает, живёт сегодня, радуется каждому новому дню, успехам детей и их улыбке. Это и есть счастье! А что будет завтра, никто не знает.

Мнение
Екатерина ЛАПШИНА,
завуч Верхне-Обской средней школы:
— Вова и Вика были очень запущенные. За последнее время дети кардинально изменились как внешне, так и внутренне. Они открылись, у них появился блеск в глазах. Вова обучается по специальной программе, он в учёбе послабее, а Вика – одна из лучших учениц в классе. Видно, что в новой семье детей любят, много внимания уделяют учёбе, хотят, чтобы они не только в школе учились, но и получали дополнительное образование.

Татьяна АТКИНА.
Фото Владимира ДУДИНА.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here