Александр Карлин. Мой Алтай

257

(Продолжение. Начало http://zaria-gazeta.ru/2017/10/06/aleksandr-karlin-moj-altaj/ Вторая публикация http://zaria-gazeta.ru/2017/10/20/aleksandr-karlin-moj-altaj-2/).

География края. Моя география
Чем больше я узнаю Алтайский край, тем больше затрудняюсь назвать места, в которых категорически бы отказался жить. Каждый район края разнообразен. У нас нет унылых и безрадостных территорий в принципе. Вот долгое время Хабарский район считался непривлекательным с точки зрения проживания. А на самом деле имелся в виду чисто транспортный аспект. В скором времени жители Хабарского района будут иметь более короткий выход на Новосибирск, чем те, кто живёт по Чуйскому тракту. Уже никакие не выселки, а территория транзита. А какие дороги мы строим до Павловска, до Камня, на Крутиху, потом на Панкрушиху…

А уж если взглянуть на наши районы в национальном аспекте… Романовский – шикарный район. Я к украинской культуре вообще неровно дышу. Мне нравятся украинская песенность, душевность, открытость. Может быть, потому, что жена у меня наполовину украинка. Изюминка Алтая – населённые пункты с национальной «подсветкой». Казачьи Красногорский и Змеиногорский, мордовские сёла в Залесовском, есть чувашские поселения, немецкие, кумандинские, казахские… Язык у жителей Алтайского края сформировался под влиянием многих говоров. Вроде и не окаем, и не акаем. Мы, если хотите, ближе всех оказались к языку Пушкина.

Считаю, что нам удалось привить людям вкус к хорошим, наполненным смыслом праздникам. К праздникам, которые учат гордиться и любить свою малую родину. Во многих регионах производят хороший сыр – а мы из этого сделали свою философию, своё Событие. Маральник цветёт, конечно, красиво, но теперь он цветёт у нас не просто, а в честь открытия турсезона. География, распределённость по времени и тематика – вот три вектора, которые позволят нам в будущем создать единый содержательный календарь социальных, этнических, природных праздников региона.

Истерик по поводу миграционных процессов, которые устраивают непрофессиональные, ангажированные на негатив люди, не разделяю. Миграция – это естественный процесс. Вся история развития нашего государства – это история миграции. Я не раз говорил о стране как едином организме.

О брендах и трендах
У любого края, области, республики нашей страны есть некий набор позитивных ассоциаций, брендов, сформировавшихся в разные эпохи. Применительно к Алтайскому краю это горные инженеры, переселенцы, шубы-«барнаулки», известные на весь мир, эшелоны зерна и мяса, патроны и валенки на фронты Великой Отечественной, целина, промышленные заводы-гиганты… Если регион не выживает, а живёт, процесс формирования брендов в нём не прекращается никогда. Вот, к примеру, курорты Алтая – чем не актуальный бренд? Алтай курортный сегодня входит в перечень передовых курортных территорий России. Красуется рядом с курортами Краснодарского края, Ставрополья, Крыма, Кавказскими Минеральными Водами. Сибирская глубинная территория – в почётном списке грандов курортного дела России! И многие наши земляки уже воспринимают сей факт как вполне естественное явление. Но оно не было таким всегда! Ещё несколько лет назад в Подмосковье санаториев было больше, чем в Алтайском крае! А теперь шесть лет подряд Белокуриха признаётся лучшим курортом в стране.

Считаю, что у нас есть серьёзные предпосылки к тому, чтобы брендировать регион с точки зрения развития науки, новых технологий. У меня в этом смысле большие надежды на Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий. Край обладает уникальными возможностями апробации научных идей в производственном масштабе. Наши сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности станут очень серьёзной базой для проведения научных исследований. Далеко не все научные центры подобной специализации имеют такие шансы.

Добывающая промышленность края имеет не менее серьёзный потенциал. Я искренне надеюсь, что в ближайшее время регион получит иное качество как транзитная территория в формате международной торговли. Уже 100 лет назад алтайское масло, сыр и муку-крупчатку с удовольствием покупали во всех странах Западной Европы. Сегодня рынок другой, требования к продукции другие, но видеть себя достойно в международном сегменте торговли продовольствием мы должны.

Все уже привыкли к тому, что Алтай – край новых школ. Вот, мол, губернатор постоянно хвастается очевидным. Это же естественно – строить и реконструировать школы. Почти 200 школ за это десятилетие построено или капитально отремонтировано, 6 млрд рублей из краевого бюджета на эти цели потрачено, не считая сумм на замену оборудования в школьных столовых, оснащение компьютерных классов, приобретение интерактивных досок… Ну и что? Эка невидаль. А я скажу, что недавно в одном из сибирских областных центров произошло значимое событие, о котором написала даже «Российская Газета»: впервые за 25 лет в этом регионе распахнула свои двери новая школа. Это к тому, что наши приоритеты не голословны, они реализуются, и весьма успешно.

В ряду опорных, «паналтайских» идей развития (край – кормилец, надёжный продовольственный тыл страны, территория здоровья, современных агробиотехнологий и т.д.) я бы выделил экологическую чистоту природных ресурсов. В первую очередь воды и земли. Это две ценности, которые сегодня никто не оспаривает. У нас есть всё, чтобы эти ценности сохранить, не разбазарить, не утратить.

Информационный портал “Алтайская правда”.
(Продолжение следует)


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here