Как живешь, большая семья?

1112

Найти улицу Зелёную в селе Ануйском оказалось делом непростым. Местные жители, пытаясь помочь, перебирали в памяти названия и никак не могли вспомнить, где же Зелёная. Она оказалась за дорогой, которая ведёт в Старотырышкино и отделяет основную часть села от небольшого отростка. Жилых домов на отшибе десятка полтора. Несколько брошеных вросли в землю, развалились, есть такие, о которых говорят: доживают свой век.
Добротный дом из белого кирпича семьи Левыкиных выделяется. Стоит он на самом краю, так сказать, завершает улицу Зелёную. Вокруг простор. Кажется, крикни — и по округе разольётся эхо. Именно такое место искали Светлана и её муж Юрий. Родом они из Усть-Ануя, но по стечению обстоятельств восемь лет жили в Республике Алтай: сначала на руднике «Весёлый», потом в небольшом селе с интересным названием Ынырга.
— В школе нам говорили, что слов на букву «ы» нет, а мы нашли, — смеётся Светлана. – Мужу на руднике сразу не понравилось, природа вроде красивая, но весной, когда с вершин вода побежит, – караул. Дома врезаются в горы, рельеф ступенчатый. Именно поэтому мы нашли домик и переехали в Ыныргу. Село расположено на равнине, недалеко от рудника. Я быстро адаптируюсь на любом месте: где кол поставлю, там и мой дом, — шутит Светлана. — А Юра никак не мог привыкнуть, да он вообще всегда хотел в Смоленский район. Почему? Город рядом, дороги прекрасные, и район хороший.
Левыкины проехали не одно село в Смоленском районе в поиске жилья, остановились на Ануйском. Объясняют просто: деревню знаем, рукой подать до малой родины. Тут ещё знакомые подсказали, что продаётся неплохой, а самое главное — просторный дом. Светлане он понравился сразу, Юрий же задумчиво почесал затылок: тут придётся немало потрудиться. Дом был хороший, но в запустении. Зато по площади — что искали, в семье-то самих двое да четверо пацанов. Понравилось Левыкиным ещё и приволье вокруг. Они ехали на новое место не с пустыми руками и с большими планами. В хозяйстве имелись грузовая машина, колёсный трактор с прицепными устройствами: лопатой, косилкой, пресс-подборщиком для сена. В Горном Алтае Левыкины держали несколько голов КРС, планировали на новом месте расширять подсобное хозяйство.
Юрий — специалист по холодильному оборудованию, много лет назад окончил Алтайский молочный техникум, работал по профессии на сырзаводе в Антоньевке. Сегодня его специальность не так востребована. Приехав четыре года назад в Ануйское, Юрий устроился охранником в Белокуриху. Прошлым летом уволился. Семья обзавелась большим подсобным хозяйством, уход за ним требует много времени.
— Сегодня у нас четыре коровы, бык, тёлка, две лошади, 13 прошлогодних телят, шесть – нынешних, десять овец, 15 свиней, индюки, утки, — перечисляет своё хозяйство Светлана. – Основной доход у нас, конечно, с этого. Молоко продаём соседям: они берут себе, знакомым, родственникам. У нас есть сепаратор, маслобойка. Мясо сдаём, много возим по заказу в Горный Алтай. У нас там свой круг покупателей. Они получают зарплату, звонят. Мы уже знаем, кто и какое мясо берёт. Сейчас в деревнях мало кто держит хозяйство.
Своё стадо Левыкины постоянно пополняют. Смотрят объявления в газете, ездят по сёлам, покупают недельных телят и выхаживают. В прошлом году приобрели десять тёлочек. Средняя цена телёнка — 15 тыс. рублей.
— Зачем вам лошади, есть же грузовая машина, трактор? – спрашиваю Светлану.
— А чтобы были, — не задумываясь, весело отвечает она. – Я люблю лошадей, знаете какие они у нас красивые! Прочитала в газете, что продаются две лошади, звоню, спрашиваю возраст, цену. Отвечают: одной шесть лет, второй три. Говорю мужу, поехали, посмотрим. Приехали, хозяин говорит: «Берите обеих, отдам за 80 тысяч». Цена хорошая, ну мы и взяли.
— Тяжело с таким хозяйством? – пытаю хозяйку.
— Да нет, нас же много. Ребятишки из школы приходят, помогают: чистят в сараях, зерно дробят, — скороговоркой отвечает Светлана. – У нас огород 45 соток, картошку тоже всем скопом копаем.
Старшему сыну Левыкиных 23 года. Павел окончил молочный техникум в Алтайском, отслужил в армии, сейчас учится в Кемеровском университете пищевой промышленности. Алексей — десятиклассник, Артём учится в 7-ом, 4-летний Саша ходит в детский сад. Мальчишки не понаслышке знают цену сельскому труду.
Летом рабочий день у супругов Левыкиных начинается до восхода солнца. По словам Светланы, будильник она ставит на 4 часа 45 минут. До отправки коров на пастбище их надо подоить. Зимой время не торопит, зато появляются другие заботы. Всю живность надо напоить, накормить, да ещё почистить в стойлах. Весь день в круговерти. Светлана говорит, что большая часть работы лежит на плечах мужчин. Её дело – подоить коров, напоить маленьких телят и накормить семью.
Много денег Левыкины тратят на корма. Сено заготавливают сами: часть косят рядом с домом, но основную массу привозят из Усть-Ануя, где живут родственники. Косилка и рулонный пресс-подборщик свои, так что просить никого не надо. Зерном стараются запастись с осени: в это время и предложений больше, и цена ниже. В прошлом сезоне на зерносмесь потратили 50 тыс. рублей, но этих запасов хватило только до нового года. Потом купили ещё на такую же сумму.
Сытный стол, как видим, даётся не так легко. Чтобы получить ведро молока или тушу мяса, немало потопать приходится. Но Левыкины на тяжёлую судьбу не жалуются, говорят, что всем довольны, главное, чтобы все были живы и здоровы.

Татьяна АТКИНА.
Фото Владимира ДУДИНА.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here