Школьные войны: из-за чего возникают конфликты между педагогами и учениками

696

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками
школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации, во многом зависит от того, о чём договорятся его участники.
Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворённость всех сторон, пока не найден. Но шаги в этом направлении постарались сделать участники сегодняшнего
дискуссионного клуба.

ПРОБЛЕМА: конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Порой ссоры переходят в затяжные войны, которым конца и края не видать. Иногда они приобретают масштабный характер с разборками в телевизионных программах и ток-шоу.

ПОСЛЕДСТВИЯ: конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителями, учениками и родителями. Вызывают у всех сторон глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость жизнью.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Чтобы решить конфликтную ситуацию, нужен долгий разговор, в котором бы выяснились взаимные претензии, так называемый «разбор полётов». Это лучшее, что поможет решить острый вопрос.

Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет коллектив, но и создает в нём возможность воспитательного воздействия. Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние
на деятельность личности. Всё дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход
от неразрешённого конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечёт за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Корень зла
Ни одна конфликтная ситуация не возникает на пустом месте. Причин для «возгорания» много: личная неприязнь, непонимание, несправедливая оценка, подростковая амбициозность. Самая главная проблема отношений между людьми – это неуважение.
— Ребёнок учится тому, что увидел в доме, — рассуждает Ирина Райденко, заместитель директора Смоленской школы №1 по воспитательной работе. – Отношение к учебному процессу, педагогам формируется родителями. Если они в присутствии ребёнка неуважительно отзываются об учителе, о школе, то с каким настроем придёт чадо на уроки?
Безусловно, учителю сложно заработать авторитет, когда он уже подорван нелестными отзывами родителей, по сути, главными людьми в жизни ребёнка.
— Я на первой встрече с родителями всегда говорю: «Не обсуждайте меня и мою работу при детях, если есть какие-либо претензии или вопросы, придите в школу, давайте поговорим, но только не при моих учениках», — вмешивается в разговор Анна Долгополова, учитель начальных классов Верх-Обской школы, участник краевого конкурса «Учитель года 2020».
Анастасия КРУЖИЛКО, ученица 10 класса Смоленской школы №1, поделилась своими наблюдениями по поводу воспитания:
— Большое значение в воспитании нас, детей, имеет волонтёрское движение. Общаясь с пожилыми людьми, мы становимся мудрее, терпимее, добрее. По-моему, у такого ребёнка даже в мыслях не возникнет повысить голос на взрослого человека, а тем более поднять на него руку.
Это один аспект возникновения конфликта – неуважение к взрослым и, в частности, к педагогу. Ученик, слыша дома, что учитель недостаточно компетентен, делает вывод, что он не вправе спрашивать с него много или делать замечания, требовать выполнения заданий и правил поведения.
Часто агрессию у детей вызывает «разлука» с любимыми гаджетами.
Екатерина Лапшина, учитель биологии и химии Верх-Обской школы, продолжает дискуссию:
— Дети всегда были разные, каждый со своим характером, воспитанием и ценностями. Но между детьми «дотелефонного» периода и нынешним поколением есть одно кардинальное различие. Если раньше дети жили в реальной жизни: катались на велосипедах, играли в футбол и т.д., то сейчас они почти всё это делают в виртуальном пространстве. Требование родителей и учителей отложить мобильный телефон, отключить компьютер, как правило, вызывает недовольство, а порой и агрессию.
Наши дети зачастую раздражены, поводом для этого является тот поток информации, который выливается на неокрепшую детскую психику. Поясню. Ребята приходят на уроки, учитель даёт им знания, всей душой желая, чтобы они их усвоили. Звонок. Ученики сразу берутся за телефоны, снова информация. Их головы не отдыхают. Недаром они приходят из школы просто измотанными. Стараются отдохнуть, но здесь родители начинают выдвигать свои требования, да и компьютер уже «заждался».
К сожалению, телефоны и взрослых, и детей не только наполняют информацией, но и порой они служат средством своеобразного соревнования, показывая наш статус и достаток. Ещё это техническое «продолжение руки» стало законодателем моды в том плане, что побуждает нас фотографировать и снимать ролики, показывая нашу насыщенную и непохожую на других жизнь. Если вдруг она не наполнена событиями, то многие сами провоцируют их возникновение. Некоторые подростки могут спровоцировать учителя или одноклассников на конфликт, всё это снять и разместить в Интернете, при этом считая себя крутым.
Анна Долгополова сказала в защиту гаджетов:
— Сейчас мы говорим не о вреде технического прогресса. Речь немного о другом. Мы должны настраивать детей на правильное использование Интернета. Дети любят играть в различные компьютерные игры, но ведь не все они вредны, есть и познавательные. Пусть ребята играют, но при этом они будут закреплять знания по математике, русскому языку, окружающему миру. В некоторых случаях Всемирная паутина может сблизить людей, рассказать об увлечениях. Например, совсем недавно передо мной встала проблема. При подготовке к конкурсу мне нужно было выставить ролик на ютуб. Мне казалось, что это неразрешимый вопрос. Помощь пришла, откуда не ожидала. Дети моего класса вызвались помочь, зарегистрировали меня и выставили видео. Выяснилось, что многие из них имеют свои каналы на ютубе. Моему удивлению не было предела. Всё должно идти на пользу детям, а не во вред. Если ребёнок сидит за компьютером и не мешает нам заниматься своими делами, это плохо. И родители, и педагоги должны держать под контролем время, проведённое в обнимку с гаджетами.
Второй аспект возникновения конфликта – раздражительность при «расставании» с гаджетами и провокация искусственных конфликтов.
Причин для конфликта можно найти много. Сегодня мы заострили внимание на самых актуальных. Конечно, поводом для ссоры может стать даже пустяк, а есть ли возможность игнорировать его?

Не раздувать пламя
Участники дискуссионного клуба задались вопросом: можно ли избежать конфликта, даже если он начинает зарождаться.
— В работе учителя самый главный помощник – это юмор, — вступает в дискуссию Грануш Степанян, учитель иностранных языков Смоленской школы №2. – Например, иногда я на 6-7 уроке в русскую речь вставляю английские слова, ребята шутят по этому поводу. Ничего страшного в этом нет, я исправляю их ошибки, а они мои. От Педагога зависит, какое у него будет продолжение, мне в этом случае на помощь приходит чувство юмора. Отношения между учениками, учителями и родителями важно поставить в дружескую плоскость. Я всегда приглашаю родителей на свои уроки, пусть приходят, посмотрят детей в школьном коллективе. Считаю, прежде чем обсуждать компетентность педагога, нужно увидеть его в деле. После подобных встреч многие спорные вопросы отпадают сами собой.
Порой конфликты могут возникнуть на пустом месте, без особой видимой причины, просто из-за непонимания, недосказанности, нежелания встать на место другого.
— Мне всё интересно, поэтому я участвую в школьных мероприятиях, примеряю разные роли: волонтёра, вожатого, ведущего. Ещё я занимаюсь в хореографическом коллективе «Алина», — взяла слово Анастасия Кружилко. — При такой бурной деятельности, домой я уже прихожу в состоянии выжатого лимона. Не могу сразу чем-то заняться, хочу отдохнуть. Но у родных свои требования ко мне, которые я выполнить не в силах. Бывают по этому поводу ссоры. Всё чаще я прихожу к выводу, что конфликты возникают из-за непонимания. Получается, что нам легче поругаться, чем войти в положение другого? Неужели нельзя найти компромисс, не усложняя ситуации? Мы в подростковом возрасте ищем себя. Я считаю, что взрослые должны нас направлять, рассказывая, как важно и здорово быть волонтёром. Поддерживать наши идеи, пусть даже неудачные. Быть с нами на одной волне, тогда и размолвок не будет.
Конфликт возникает из-за разной оценки ребёнка в школе и дома.
Это не раз в ходе беседы отмечала Грануш Степанян:
— Не раз сталкивалась с тем, что родители занижают самооценку подростка. Некоторые ребята говорят о том, что тот или иной предмет им не нужен, потому что, кроме профессии «тракторист», им ничего не светит. Привожу пример буквально: «Зачем мне ваш французский, я лицей окончу, в деревне жить буду. Вашей Франции мне даже во сне не видать». Бывает, говорят, что не пойдут в 10-й класс, потому что не под силу сдать ЕГЭ. Разве можно так подрезать крылья? Мотивация творит чудеса! Позвольте ребёнку мечтать, поддержите его на пути к цели. Приводите примеры известных людей, которые жили в деревне, а сейчас достигли высот. А то получается, мы с них требуем хорошо учиться, а они уже настроены на жизненную неудачу, им знания не нужны. Вот отсюда и непонимание, ссоры, конфликты.

Выйти сухими из воды
Что же делать, когда «из искры уже возгорелось пламя»?
Свой рецепт разрешения конфликта дала Екатерина Лапшина:
— Иногда складываются такие ситуации, когда разговоры не помогают. Тогда нужно показать конфликт на примере героев художественных фильмов, литературных произведений. Без сравнений и перехода на личности посмотрите фильм или прочитайте рассказ с подобным конфликтом. Дети умные, они всё поймут, особенно если в ком-то узнают себя.
К каждой отдельной ситуации нужно подходить индивидуально. Один конфликт можно разрешить простой задушевной беседой, другой – разбором с привлечением администрации школы, а третий требует долгого и подробного изучения психологом. Главное — не усугублять положение взаимными обвинениями и жалобами в вышестоящие органы.
— Бывают случаи, когда поссорятся дети между собой по какому-нибудь пустяку, а родители развернут «боевые действия» и начнут писать письма вплоть до президента, — говорит Анна Долгополова.

P.S.
На сегодняшней дискуссионной площадке мы не предоставили слово родителям. У нас возникла идея провести заседание клуба с их участием и пригласить людей разных поколений. Разговор будет касаться родительской ответственности.

Цифры
Претензии учеников
к учителям
Чаще всего недовольство учителями возникает у школьников из-за якобы несправедливости выставления оценок – 62% случаев. 23% приходится на скучную и непонятную форму подачи материала. 19% школьников жалуются на предвзятое и грубое отношение учителей. 12% учеников считают, что у педагогов несовременные взгляды на жизнь.

Претензии учителей
к ученикам
По мнению учителей, наиболее вероятными причинами конфликта становятся нарушение дисциплины и неуважение к авторитету педагога — 51%. Невыполнение домашнего задания и прогулы — 35%. И 22% конфликтных случаев возникает из-за вмешательства учителя в ненормальные отношения между учениками.

Статистика школьных конфликтов
38% становятся объектами издевательств.
53% испытывают трудности в отношениях с учителями и одноклассниками.
32% готовы обратиться со своей проблемой к старшим.
3% доверяют психологам и другим специалистам.

В ходе заседания дискуссионного клуба каждый участник высказывал свою точку зрения по поводу конфликтных ситуаций, но они были едины в том, что все участники образовательного процесса должны идти в одном направлении. Нельзя, чтобы ученики, учителя и родителя напоминали героев известной басни «Лебедь, рак и щука». Когда дети и взрослые поймут, что они не враги, делают одно общее дело, тогда и конфликты сами собой исчезнут, и уважение друг к другу будет только расти.

Подготовила Ольга НЕЧАЕВА.
Фото Владимира ДУДИНА.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here