Огонь «очага» не погасили

928

…На небольшой сцене идёт концерт. Маленькие девочки в прозрачных платьицах и белых чешках на ногах выписывают пируэты. Глядя на них, зрители, одетые в пальто и шапки, вздрагивают. Около двери дежурят родители
с куртками, чтобы сразу после выступления укутать в них своих чад… Это только небольшой эпизод культурной жизни
в райцентре, когда культработникам и самодеятельным артистам приходилось ютиться
в помещении кинотеатра «Восток».

Клуб из «Востока»
После закрытия районного Дома культуры и непродолжительных скитаний культработников они были расквартированы в здание кинотеатра «Восток» и контору, которая располагалась рядом. Предполагалось, что на сцене будут проходить репетиции, а в административном помещении оборудуют рабочие кабинеты. Так и получилось.
В небольшом кабинете конторки сидят трое: директор Ирина Борзенкова, художественный руководитель Елена Митькова и хормейстер Галина Татаринцева. Каждый занят своим делом: один пишет сценарий, другой заполняет табель, а третий разбирает партитуру. Кутаясь в шали, греются с помощью обогревателя. В этой комнате ещё тёпло, а в соседней, в которой репетируют солисты, – настоящий холодильник. Перед началом занятий ещё нужно не забыть включить обогреватель, а то самые юные певцы, которым нет и пяти лет, могут замёрзнуть. Это вполне рабочая обстановка, как будто так и должно быть, даже не подумаешь, что люди вынуждены работать в стеснённых обстоятельствах.
В зале же кинотеатра +70, поэтому пустынно. Шумно и многолюдно здесь накануне праздников. Иногда при большом скоплении артистов возникают споры об очередности репетиций коллективов на площадке.
За зрительным залом — небольшая каморка, здесь расположился свой «папа Карло» — режиссёр народного театра Нина Андреева. Эту комнатку можно назвать «всё включено». Ведь она — и рабочий кабинет, и костюмерная, и «камерный» репетиционный зал. Порой здесь помещаются до пятнадцати человек труппы. Репетируют в каморке до предельного момента, выходят на сцену только тогда, когда выучены все роли.
Репетиция хора проходит в фойе кинотеатра, ведь его легче нагреть, чем зрительный зал. Беспрерывно работает тепловая пушка, но самодеятельные артисты не спешат расставаться с верхней одеждой — так надёжнее. Самый «смелый» — концертмейстер Юрий Кудинов — в костюме, не пристало руководителю в шапке сидеть, да и в куртке неудобно на баяне играть.

Одиннадцать лет забвения
Кто бы мог подумать, что обыкновенная течь в крыше РДК может привести к таким последствиям. Проблемы с крышей повлекли за собой другие, и из работающего очага культуры здание превратилось в аварийное. Там, где звучала музыка, пели песни, слышались звонкие голоса детей, вдруг поселилась мёртвая тишина. Кабинеты и фойе опустели. Костюмы и декорации спешно увозили и размещали где было возможно, остальное попросту бросали. Разорённый очаг культуры на долгие годы стал не только головной, но и сердечной болью смоленцев.
— Стоит в самом центре, как бельмо на глазу. Никак денег не найдут отремонтировать, уж снесли бы его, сил нет смотреть, — с раздражением и болью в голосе говорила одна женщина другой.
— Даже не верится, что когда-нибудь снова работать будет, скорее всего, снесут, некуда будет ходить. А, помнишь, какие спектакли ставили, как хор пел, — вторила ей собеседница.

Счастливый день и час
льтуры, состоялось открытие районного Дома культуры. Реконструкция продолжалась три года, за это время аварийное здание практически построили заново.
Строители усилили фундамент, стены, сделали новую кровлю, отремонтировали фасад. В ДК появился хореографический зал с зеркалами, кабинеты для сотрудников и классы для участников творческой самодеятельности. В зрительном зале расширили сцену, установили новые кресла, занавес, световое и звуковое оборудование.
— Это всё наше, теперь будем заниматься и смотреть в зеркало, — крутили головами и рассматривали новый хореографический зал юные танцоры.
Зрители восторженно ахали, глядя на зал, новую сцену, просторное фойе. Особенно поражают гримёрные, о существовании которых юные артисты даже и не подозревали.
Перед началом торжественного открытия все немного волнуются, выглядывают в окна, ждут Губернатора края Александра Карлина. Многим не верилось, что он, оставив важные дела, приедет разделить долгожданную радость жителей района.
Но вот улыбающийся Александр Богданович поднимается по ступеням крыльца. Его встречают хлебом-солью. Перерезав традиционную ленточку, он направляется на экскурсию в обновлённое здание.
— Вот, познакомьтесь, Галина Селимовна – мама Юлии Вереиной, солистки ансамбля «Алтай», — представили хормейстера РДК Губернатору.
— Очень приятно. Значит, мама, а я отец… ансамбля, — улыбнулся Александр Богданович.
Эту историю культработники рассказывают, как байку. Вероятно, пройдёт совсем немного лет, и новое поколение будет относиться к ней, как к небылице. Кто ж поверит, что Губернатор Алтайского края приезжал на открытие РДК, а тем более так шутил.

Сохраняли как могли
Больше десятка лет испытаний трудновато дались культработникам. Им не только нужно было проводить мероприятия в сложнейших условиях, но они должны были сохранить самодеятельные коллективы: народный хор «Росинка», вокальную группу «Ещё не вечер», ансамбль «Узорье», народный театр. Для того чтобы выполнить эту сверхзадачу, нужно было так построить работу, чтобы репетиции не прерывались ни погодными условиями, ни другими жизненными обстоятельствами. Нужно было любыми средствами сохранить основной костяк смоленской самодеятельности. И культработникам это удалось.
— Екатерина Васильевна, сегодня у нас репетиция, приходите, пожалуйста, мы Вас ждём, — этими словами Галина Селимовна начинает каждый вторник и четверг, обзванивая участников хора.
Режиссёр народного театра вместе с художником ходит по сцене, заглядывает за экран, обследует боковые ступеньки.
— Кулис нет, а мне нужно замаскировать выход на сцену: герои должны появляться неожиданно. Если они выйдут из фойе, то вся интрига пропадёт. Будем делать ширмы, другого выхода нет, — после недолгих раздумий констатирует Нина Алексеевна.
Вот так сохраняли артистов, приспосабливались к тем условиям, которые им были предоставлены.

Время нынешнее — плодотворное
Сегодня в обновлённом Доме культуры занимаются народный хор «Росинка», теперь уже народный ансамбль «Узорье», хор ветеранов «Ещё не вечер», хореографический коллектив «Алина», народный театр, детская студия «Фантазия», большое количество солистов. Одним словом, самодеятельность не только удалось спасти, но и преумножить в количественном и качественном отношении.

P.S. По итогам опроса, проведённого корреспондентами к празднованию 80-летнего юбилея Алтайского края, открытие районного Дома культуры признано самым знаменательным событием последнего десятилетия.

Ольга НЕЧАЕВА.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here