Краевед из с. Смоленского работает над новой книгой

756
Рабочие механической мастерской совхоза «Алтайский». До войны.

Ангелина Михайловна Ситнова долгое время занимается краеведческой работой. Она много времени проводит в архиве Алтайского края. Поиск интересных фактов про наш район Ангелина Михайловна не прекращает не на минуту. Результатом её многолетнего труда стали три книги о селе Смоленском и населённых пунктах Смоленского сельсовета. В настоящее время краевед работает над четвёртым изданием.
Ангелина Михайловна постоянно бывает в редакции, приносит интересные материалы. Буквально вчера она поделилась с корреспондентами одной историей, а мы в свою очередь делимся ею с вами.

НЮРЫ с АЛТАЯ
В 1970 году в зерносовхозе «Алтайский» побывал корреспондент газеты «Алтайская правда» А. Доболев. Он повстречался тогда с теми, кто прошёл дорогами войны, с тружениками тыла, записав их рассказы. Прошло 50 лет.

Я натолкнулась на эти рассказы совсем недавно — они необычайно запали в душу. Вот их краткий пересказ.

Как уходили тракторы на войну
Эта история произошла в совхозе «Алтайский» в самом начале Великой Отечественной войны. Первыми провожали из совхоза на войну трактористов, целую колонну. Они ехали на своих тракторах с развёрнутым Красным знаменем. Возглавлял колонну Алексей Михайлович Филатов (после войны он работал заведующим машиноремонтной мастерской).

Совхозные трактористы влились в состав инженерной части и вскоре военными эшелонами были отправлены на запад. Выгрузились в г. Вязьме, откуда своим ходом пошли на Ельню. Под Ельней, после упорных, ожесточённых боёв, немецкие войска были надолго задержаны на подступах к Москве. Велико было значение Ельнинской операции для Красной Армии.

А тогда никто из солдат — трактористов даже не подозревал о значении той битвы. Алтайские механизаторы просто работали, учить их этому не надо было. Места под Ельней лесные, болотистые, затруднявшие войскам манёвр. Приходилось делать просеки в лесах, гатить болота – сооружали дороги в самых неожиданных для врага направлениях.

Никто не мерил, сколько дорог сделали трактористы, а сделали они всё, что могли. Часть, в которую входила совхозная мехколонна, оказалась в очень трудном положении. Врага не удалось совсем остановить. Закончилось горючее, а достать его негде. Пришлось бросить трактора, и пробиваться к своим, причём каждый, кто как мог. Так, Алексей Михайлович Филатов двадцать дней добирался лесами к линии фронта. Только на Бородинском поле перешёл её. И здесь встретил своих ребят, не всех, конечно… Получил новый трактор, и с этим трактором дошёл до самого Берлина.

С началом войны все работы на полях и фермах совхоза легли на плечи женщин. Многие из них, окончив краткосрочные курсы трактористов и комбайнёров, пришли работать в совхозную мастерскую. Стране требовалась техника для восстановления сельского хозяйства в освобождённых районах. День и ночь работала мастерская. Ремонтировали тракторы, сеялки, бороны, плуги. Этой техники и самим не хватало, но, отремонтировав, её отправляли на запад, в совхозы и колхозы, разграбленные фашистами.

Курсы трактористов в Смоленском районе. Снимок 1940-х гг.

Зимой сорок второго — сорок третьего года в совхозе, как и во многих других хозяйствах края, была сформирована специальная женская тракторная бригада. Снабдили её лучшими тракторами с полным набором прицепных орудий, комбайнами и послали вслед продвигающемуся на запад фронту. Она должны была засеять поля, с которых только что прогнали врага, вырастить и убрать урожай.

В бригаде все девчата оказались тёзками – Анна Маркина, Анна Лапшина, Анна Малахова, Анна Трубникова, Анна Нагишева. С ними был и парень – Виктор Шарафулин.

Не удалось им сразу попасть в освобождённый район. Где-то в Оренбургской области разгрузили, и вся бригада первое лето проработала в одном из совхозов.

Но после уборки девчата потребовали, чтобы их отправили по назначению. Двое, Виктор Шарафулин и Анна Трубникова, по семейным обстоятельствам, остались.

Остальные же четверо погрузили технику и отправились на запад. Оказались в совхозе «Горняк-1» Донецкой области. До войны совхоз этот снабжал мясом и молоком шахтёров. Но девушки застали полную разруху: жителей угнали в Германию, дома и техника разрушены и разбиты. Сибирячки нашли себе домик, приспособили его под жильё и приступили к работе. Посеяли, сколько семян было, стали обживаться. Появился и другой народ, коров из Омской области подвезли.

Хлеба уродились отличные! Анна Семёновна Нагишева работала комбайнёром, а Анна Маркина у неё штурвальной. Две другие Анны на другом комбайне. Всех их тогда звали там «Нюры с Алтая». Работали девушки днём и ночью: молотили хлеба, благо росы в тех краях небольшие. Убрали урожай до последнего зёрнышка.

Анна Нагишева зимой поехала на курсы шоферов в Славянск . Получила права и водила полуторку по дорогам Украины. Подружки её продолжали сеять, молотить, присоединялась к ним в страду и Нагишева. В сорок пятом уже всю площадь обработали, урожай собрали. Из Германии, из армии, из эвакуации стали возвращаться прежние жители. Можно было и девушкам с Алтая подумать о доме.

Вернулись в свой родной совхоз в сорок шестом году. Оглянуться не успели, как их вызвали на работу: сушилку ремонтировать. Анна Нагишева так и осталась работать на сушилке, пока по здоровью не перешла кассиром в клуб.

Дед Тимофей
Жил в селе Александровке Тимофей Фёдорович Токарев, один из самых уважаемых людей в селе. Любили его за честность, трудолюбие, прислушивались к мнению, когда речь шла о делах в поле, и тогда, когда обсуждали бурные события общественной жизни. Он был активным организатором колхозов во время коллективизации, потом работал бригадиром. К сороковым годам сильно постарел, стали звать его «дедом Тимофеем» и дали посильную работу сторожем.

Вместе с напарником пекарню сторожили. Однажды в сенокосную пору, когда всё село работало на лугах, сидели старики на завалинке у этой самой пекарни. Обсуждали главный вопрос — события на фронте.

В разгар беседы открылась дверь пекарни, вышла на крыльцо женщина, а в руках у неё краюха только что испеченного хлеба. У стариков даже голова закружилась от его аромата! Съели старики хлеб, но когда стряпуха снова вынесла им кусок, дед Тимофей не выдержал и сурово сказал ей, чтобы больше хлеба им не давала. Люди, мол, в поле работают свыше сил, им без еды нельзя, а они, сторожа, и на картошке как-нибудь просидят. Нечестно! Вот таким был дед Тимофей…

Ангелина Ситнова краевед
Снимки из архива А. Ситновой


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here