«Горький» мед нынешнего лета

263
Пострадавшие районы: Зональный, Косихинский, Красногорский, Смоленский, Советский, Тальменский, Шипуновский

В этом году лето не радует ни хорошей погодой, ни позитивными новостями. Чаще всего в Интернете появляется тревожная информация о чрезвычайных ситуациях в районах края. Не стала исключением и новость о гибели пчёл на пасеках. Она вмиг облетела не только новостные каналы, но и многие интернет-ресурсы.

Пострадавшая сторона предполагает
Сообщения о том, что в крае наблюдается массовый пчелиный мор, начали поступать около недели назад. На сегодня есть информация о гибели насекомых в 81 хозяйстве семи сельских районов Алтайского края. Исследованиями подтверждено, что в одном из хозяйств причиной этому стало использование химикатов против вредителей на полях.
Есть пострадавшие пчеловоды и в нашем районе. Пока не готовы анализы, которые точно определят причину гибели, но уже сейчас у пасечников есть предположение, что виной тому стали пестициды, которыми фермеры обрабатывали поля.
В редакцию обратились четыре пчеловода – жители микрорайона Черемшанки из с. Смоленского. По их словам, общее количество погибших пчелосемей только в с. Смоленском превышает одну тысячу. Ущерб понесли более 30 пчеловодов.
— Всё это случилось по вине нерадивых растениеводов, которые своевременно не предупредили о работах с ядами, а также не учли направление ветра при опылении, — считают сельчане. — Не было объявлений о том, что планируется обработка. Даже на полях не установили предупреждающие знаки о том, что поле было обработано.
Пчеловоды вспоминают, что первые признаки отравления проявились в первых числах июля. Сначала угасла небольшая часть питомцев, но другие насекомые стали агрессивнее, у них начались судороги. В последующие дни число погибших увеличилось в десятки раз. Пчёлы замертво падали внутри ульев, висели на рамках. Сложно передать чувства пострадавших пчеловодов. Ведь не такое это простое дело — заниматься «добычей» мёда. Чуть ли не каждую пчёлку они нянчат, как дитя, а тут такое…
Чтобы разобраться в ситуации, на лабораторное исследование были отправлены образцы обработанного рапса и погибших пчёл. Результаты экспертизы будут известны совсем скоро. Если подтвердится, что полеводы нарушили технологии обработки полей, виновным грозит уголовная ответственность.

А что же фермеры?
Почти сразу в крае была создана рабочая группа по выявлению причин массового мора пчёл. Возглавил группу заместитель председателя Правительства края Александр Лукьянов. В состав вошли руководители и представители краевых Минсельхоза, Россельхознадзора, Россельхозцентра, управления ветеринарии, учёные и т.д.
9 июля рабочая группа по выяснению причин гибели пчёл провела селекторное совещание с представителями администраций районов и пчеловодами.
На него в зале Администрации района собрались пчеловоды и представители хозяйств. После окончания краевого мероприятия начался разговор двух сторон: пострадавшей и предполагаемой виновной.
— Традиционно обрабатывали рапс. До этого проблем никогда не было. Я не могу назвать причины произошедшего. Здесь не надо кого-то бездумно обвинять, а необходимо искать конкретные причины, – сказал Владимир Любимов, руководитель ИП Любимов. — Я всё равно через пять дней зайду на этот рапс, его надо обрабатывать по 7-8 раз за сезон. Опытный пчеловод знает, что выращивание этой культуры сопряжено с постоянной работой с инсектицидами. Но их это не останавливает. Всё равно размещают пасеки на прилегающих землях, а потом жалуются, что их не уведомили.
— В этом году на полях рапса наблюдается нашествие капустной моли. Она была и в прошлом сезоне, но такого количества мы ещё не видели. Если не будем обрабатывать, останемся без урожая. Капустная моль способна наносить колоссальный ущерб культурам. Мы своих пчеловодов собрали, предупредили, поговорили с ними. Надеемся, что они примут меры по защите пчёл, ведь обработки будут продолжаться, — рассказывает Николай Пёрушкин, главный агроном ООО «Советская крупа».

Нужно тщательно разбираться
Ситуация с отравлением пчёл в регионе — чрезвычайная, её взял на контроль Губернатор.
Теперь, по словам замминистра сельского хозяйства Алтайского края Николая Халина, очень важно рассмотреть каждый случай индивидуально, чтобы установить истинные причины произошедшего. Он обозначил три возможных варианта развития событий. Нарушители — фермеры. Они могли не соблюдать санитарные правила при обработке полей пестицидами. Например, превысить их концентрацию, вести опрыскивание в неподходящее время при неблагоприятной погоде. Средства против вредителей рекомендуется распылять ночью, когда на улице прохладно. Ветра быть не должно. Ещё один момент, который могли нарушить фермеры, — не предупредили об обработке полей.
Нарушители — производители препаратов. Возможно, на рынок поступили чрезмерно сильные ядохимикаты, не соответствующие санитарным нормам.
Нарушители — пчеловоды. Они могли проигнорировать оповещения о том, что поля будут обрабатывать, и не ограничили лёт пчёл.
В понедельник представитель Россельхознадзора Владислав Саков сообщил журналистам, что пчёлы отравились лямбда-цигалотрином. Он был обнаружен в пробах рапса, на посевы которого летали пчёлы.
— Это вещество давно используется сельхозпроизводителями края. Оно почти не вредно для людей, — заверил Владислав Саков.
Однако чиновник не сказал, что лямбда-цигалотрин смертелен для пчёл (1 кл. опасности).
Сотрудники управления сельского хозяйства Администрации нашего района тоже организовали осмотр пострадавших подворий, составили акты гибели насекомых и с помощью специалистов ветлаборатории взяли погибших пчёл на анализ. Исследовать их будут сразу несколько лабораторий в Барнауле, чтобы как можно быстрее установить причину.

На что могут рассчитывать пчеловоды?
Пчеловоды могут через суд потребовать возмещение ущерба у фермера, на полях которого предположительно отравились насекомые. Но это ещё придётся доказать.

Как действовать пострадавшим?
Нужно собрать подмор пчёл и сдать его в специальную лабораторию, чтобы установить причину гибели. Обратиться в местную администрацию, чтобы составить совместный акт о гибели пчёл. С этим можно идти в суд.
Пчеловод может потребовать выплатить минимум 30 тыс. рублей за один улей.
Если на пасеке погибло 200 пчелосемей, то сумма может составить порядка 6 млн рублей. Для алтайских фермеров это серьёзные деньги. Некоторые пчеловоды уже настроены судиться, и их шансы на победу высоки. Однако большинству такой сценарий не подходит.
Пчеловод сможет возместить ущерб, только если работал легально. Это означает, что он должен быть зарегистрирован как ИП. В случае, когда пасека работает как ЛПХ, количество пчелосемей должно быть зафиксировано в похозяйственной книге в админстрации сельсовета.
Подавляющее большинство алтайских пчеловодов скрывают реальное количество пчелосемей на своих пасеках, и таким в суд обращаться нет смысла.
Ещё один значимый момент — наличие у пчеловода ветеринарной книжки пасеки. Если её нет, то доказать факт гибели насекомых от ядохимикатов будет намного сложнее.

Что дальше?
Кто виноват в массовом отравлении пчёл, пока не установлено, но пострадавшие пчеловоды рассчитывают на возмещение убытков. Для многих из них пасека — это бизнес и основной источник заработка. Пчёлы погибли летом в медоносный период. По словам одного из пчеловодов, у него пропал год работы. Пасечники скорее всего будут обращаться в прокуратуру и суд.

Справка
Лямбда-цигалотрин стабилен и не смывается дождём. Период полураспада в почве 4-12 недель. Период полураспада в яблоках и капусте 2-5 дней. Не раздражает кожу, слабо раздражает глаза. Экстракт-концентрат обладает более выраженным раздражающим действием. Токсичен для пчёл и других полезных насекомых. Не влияет на популяции дождевых червей. Высокотоксичен для рыб и некоторых водных беспозвоночных.

Кстати
Алтайский мёд известен далеко за пределами региона — это один из двух наиболее известных брендов мёда в России наряду с башкирским. Меды Алтая уникальны благодаря климату и ландшафту:
в регионе много культурных растений и дикоросов, которые обеспечивают уникальный вкус продукта. На долю алтайских пасек приходится более 40 тысяч центнеров товарного мёда — половина объёма в Сибири.

Ольга НЕЧАЕВА.
Фото из открытых интернет-источников.

Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here