Власть местная, власть важная, или Размышления о местном самоуправлении

759

В Алтайском крае, где почти каждый второй житель региона – сельчанин, муниципалитеты составляют основу публичной власти. Главы районных и сельских администраций (а их более полутысячи) — довольно многочисленная армия управленцев, по качеству работы которых люди судят о качестве государства, в котором живут.
Краевая власть никогда не самоустранялась от решения проблемных ситуаций на местах, от ответственности за реализацию государственных решений. Мы научились развиваться, а не выживать даже в самых аскетичных экономических условиях. Что толку жаловаться на трудное время. Нужно достойно решать задачи своего времени: увеличивать размеры краевой адресной инвестиционной программы, строить школы, дороги, реализовывать программы газификации, модернизации ЖКХ. И, конечно же, направлять дополнительные средства на развитие муниципалитетов. В том числе по принципу инициативного бюджетирования.

С 2014 года в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» выделяются гранты на поддержку местных инициатив. В селах края реализуются проекты жителей, направленные на создание и обустройство общественной инфраструктуры (зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок), сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников.

Казалось бы, чего проще: собери «вече», кинь клич по сельсоветам, вместе с земляками подумайте, как можно обустроить площадки для детей, облагородить центральную площадь, отремонтировать памятники… Главы администраций Заринского, Ключёвского и многих других районов так и поступили. И построили за 4 года до 10 объектов в каждом. А вот 14 районов за всё это время вообще не подали ни одной заявки. Вопрос: в сёлах этих районов всё настолько прекрасно с парковыми площадками, новыми развлекательными комплексами для детей? Или жители там живут безынициативные? Точно знаю, что нет. Вопросы возникают к руководству муниципалитетов.
Развитие малых форм хозяйствования также является важным фактором обеспечения экономической стабильности и занятости населения в сельской местности, а для местных бюджетов – ещё и источником доходов. Казалось бы, очевидная истина. Не очевидна она лишь для глав некоторых муниципалитетов. В прошлом году 9 районов края не приняли участие в программе грантовой поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Неужели в этих районах нет семей, задумывающихся об открытии своего дела? Есть, конечно же. Равнодушие и безынициативность власти на местах тоже есть, к сожалению.

Ещё один больной вопрос – поддержка сельхозкооперации. В настоящее время государство субсидирует до 60% понесённых затрат, максимальный размер гранта составляет до 70 млн рублей. Совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства мы в крае разработали нормативную правовую базу, предусматривающую финансовую поддержку кооперативов некоммерческими организациями «Алтайский гарантийный фонд», «Алтайский фонд микрозаймов». Органами исполнительной власти края созданы все механизмы государственной поддержки кооперативов. Пока нет инициативы от муниципальных районов.

В текущем году нам предстоит значительная по своим масштабам и значимая для муниципалитетов региона избирательная кампания. В единый день голосования практически на всей территории Алтайского края пройдут выборы в органы местного самоуправления.

Меня часто спрашивают: чего я жду от этих выборов. Мои ожидания нисколько не отличаются от ожиданий жителей края: во власть должны прийти люди, которым доверяет население, которые идут на выборы не за статусом, а для того, чтобы работать и решать вопросы жизнедеятельности муниципалитета во взаимодействии с другими структурами публичной власти. Именно они, главы районов и сельских советов, находятся ближе всех к населению, именно им люди доверяют решать вопросы, напрямую определяющие качество жизни. Помимо непосредственно управленческих, хозяйственных функций, они выполняют важнейшую коммуникативную функцию, обеспечивая связь своих земляков с властью, транслируя во власть запросы людей.

Но когда власть на местах добровольно не желает воспользоваться финансовыми ресурсами для обустройства сёл в родном районе, для поддержки людей, решившихся на открытие своего дела, халатным отношением и непрофессиональным подходом препятствует реализации госпрограмм и своевременному освоению финансовых средств, она демонстрирует свою недееспособность и компрометирует государство.

Местное самоуправление должно повсеместно, а не только в некоторых муниципалитетах края, быть самым коротким и прямым путём к решению насущных, ежедневных, жизненно важных для каждого человека проблем. Нам необходимо сильное, дееспособное самоуправление. Это залог успешного развития региона.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here